о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны



Гр. дело № 2- 1624/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2011 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Архиповой О.В.,

с участием представителя заявителя МДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары Трофимовой Л.С.,

государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - инспектора отделения НД Ленинского района ОНД г. Чебоксары Косачева К.Ю., действующего на основании доверенности от 17.12.2010 г.,

представителя заинтересованного лица управления образования администрации г. Чебоксары Гришановой Н.И., действующей на основании доверенности от 30.01.2010 г.,

представителя заинтересованного лица начальника штаба ГО по Ленинскому району управления по делам ГО и ЧС г. Чебоксары Трубачева В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны,

установил:

МДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары обратилось в суд заявлением о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. Заявление мотивировано тем, что государственным инспектором г. Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД г. Чебоксары 31 января 2011 г. составлено предписание № 4/3/1-5 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны в отношении детского сада. Считает предписание необоснованным, поскольку согласно п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 31 Приказа средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. Таким образом, детский сад был вправе содержать средства индивидуальной защиты вне места нахождения своего здания. В связи с чем доводы инспектора о необеспеченности средствами индивидуальной защиты необоснованны. Кроме того, детский сад не отнесен к организациям, имеющим потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующим их, а также имеющим важное оборонное и экономическое значение или представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и в силу ст. 9 ФЗ «О гражданской обороне» не должен создавать нештатные аварийно-спасательные формирования и обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки. Заявитель со ссылкой на гл. 25 ГПК РФ просит признать незаконным предписание №4/3/1-5 от 31 января 2011 г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

В судебном заседании представитель заявителя - и.о. заведующего МДОУ «Детский сад № 61» Трофимова Л.С. заявление поддержала по изложенным основаниям и вновь привела их суду. Суду дополнила, что она назначена на должность и.о. заведующей МДОУ с 24.11.2010 г. Обучение на курсах гражданской обороны она не проходила, удостоверение о прохождении курсов имела заведующая ФИО3, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. В детском саду планы обучения персонала способам защиты от опасностей в военное время не разработаны, проводилось только обучения по эвакуации из здания в случае экстренных ситуаций. В настоящее время она прошла обучение. В детском саду имеются ватно-марлевые повязки, однако инспектор не спрашивал об их наличии и не просил их показать, спросил только о наличии противогазов для персонала, которых действительно не имеется. В учреждении приказ о создании нештатных аварийно-спасательных формирований не издавался, поскольку на детский сад такая обязанность законом не возложена. Детский сад специальных складов не имеет.

В судебном заседании представитель Управления образования администрации г. Чебоксары Гришанова Н.И. заявление считает обоснованным, просила его удовлетворить по аналогичным основаниям. Пояснила, что г. Чебоксары не является населенным пунктом, имеющим категорию опасности радиоактивного или химического заражения, поэтому считает, что орган МЧС формально и расширительно толкует законы, незаконно возлагая на муниципальное учреждение обязанности по приобретению, хранению СИЗ, созданию нештатных аварийно-спасательных формирований. Данная обязанность возложена на учредителя. Кроме того, указала, что для выполнения всех пунктов предписания требуются большие финансовые затраты, которых у детского дошкольного учреждения и у учредителя не имеется.

В судебном заседании государственный инспектор г. Чебоксары по пожарному надзору- инспектор отделения НД Ленинского района ОНД г. Чебоксары Косачев К.Ю., действуя на основании доверенности, а также по служебному удостоверению, просил отклонить заявление МДОУ, считая предписание законным и обоснованным. Пояснил, что проверка проводилась в плановом порядке, график проверок согласован с прокурором. По его мнению, город Чебоксары находится в зоне действия 2-й категории опасности химического заражения с учетом особенностей производств на ------, близости ------ При проведении проверки он лично не убедился в наличии либо отсутствии в учреждении средств индивидуальной защиты, спросил только о наличии противогазов, на что получил отрицательный ответ. Детский сад является юридическим лицом, относится к организациям, поэтому должен выполнять все требования законодательства в области гражданской обороны, относящиеся к организациям.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица начальник штаба ГО по Ленинскому району управления по делам ГО и ЧС г. Чебоксары Трубачев В.Д. заявление полагал обоснованным. Суду пояснил, что противогазы против радиации и химического заражения различны и нормы их обеспечения тоже разные, в централизованном порядке соответствующие службы местных органов осуществляют необходимые меры по обеспечению всего населения по установленным нормам средствами защиты, потому требование инспектора к детскому саду необоснованно. На территории республики имеются склады с запасами и СИЗ, находящиеся в ведении ГК ЧР по делам ГО и ЧС. Несколько таких складов для детей всех возрастов укомплектованы в полном объеме. Обязанность по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований законом на детский сад не возложена. Следует различать обязанности, возлагаемые на организации в мирное и военное время.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, которых, по мнению сторон, достаточно для принятия решения по делу и не требуется предоставление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.

В соответствии с ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 209 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В судебном заседании установлено, что Трофимова Л.С. исполняет обязанности заведующей МДОУ № 61 с 24.11.2010 г.

В период с 24 января 2011 г. по 31 января 2011 г. государственным инспектором г. Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД г. Чебоксары проведена плановая выездная проверка по выполнению требований в области гражданской обороны в МДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары.

По результатам мероприятия в целях устранения выявленных нарушений требований в области гражданской обороны в адрес заведующей МДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары вынесено предписание от 31 января 2011 г. №4/3/1-5 о необходимости устранить следующие нарушения требований в области гражданской обороны:

1) не организовано проведение обучения работников организации способам защиты от опасностей в военное время;

2) не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны;

3) не обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатные аварийно-спасательные формирования и персонал объекта;

4) не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования (далее НАСФ), не разработаны, не утверждены и не согласованы в установленном порядке документы НАСФ, не организовано проведение обучения и тренировок личного состава и формирований;

5) не организовано проведение обучения руководящего и командиров нештатных аварийно-спасательных формирований действиям по предназначению.

В силу ст. 9 ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п.4 «Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2005 года № 712, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Согласно ст. 7 ФЗ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В силу п.4 Приказа от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Понятие опасных производственных объектов дано в ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Детские сады к ним не отнесены.

Согласно дефинициям Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 № 1314-р, «потенциально опасными объектами инфраструктуры Российской Федерации» являются объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывноопасные и опасных химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации, в зависимости от наличия в конкретной местности таких объектов.

Объект жизнеобеспечения - объект, на котором сконцентрированы жизненно важные материальные, финансовые средства для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также медицинского, санитарно-эпидемиологического, информационного, транспортного, коммунально-бытового обеспечения).

Исходя из указанных определений, детский сад не является потенциально опасным объектом и объектом жизнеобеспечения населения.

Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» установлено, что запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам.

Детский сад не имеет специальных складских помещений для хранения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

На основании п.6 «Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993, зарегистрированным в Минюсте РФ 19 января 2006 № 7384, обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне, при этом в зависимости от вида возможного поражения (химического или радиоактивного) противогазы и нормы их обеспечения разделяются.

Согласно п. 7 указанного Положения по обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее:

на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационных - опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах;

на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.

Согласно п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение средствами индивидуальной защиты работников созданных ими муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Согласно п. 31 Приказа средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.

Использование и содержание средств индивидуальной защиты регламентируется «Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 мая 2003 года № 285.

В соответствии с п. 1.2 исполнение требований указанных Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны. Детский сад к таким организациям не относится.

Из анализа указанных законодательных норм следует, что требование о создании в детском саду нештатных аварийно-спасательных формирований, и вытекающие из этого требования о необходимости разработки, утверждения, согласования в установленном порядке документов НАСФ, организации обучения и тренировок личного состава и формирований; проведении обучения руководящего и командиров нештатных аварийно-спасательных формирований действиям по предназначению, а также требование об обеспечении средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала объекта, не имеют законных оснований, в связи с чем суд полагает необходимым признать незаконными пункты 2, 3, 4, 5 предписания отделения надзорной деятельности Ленинского района ОНД г. Чебоксары Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЧР №4/3/1-5 от 31 января 2011 г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

По пояснениям сторон данная обязанность руководителем муниципального образовательного учреждения не выполнена, в связи с чем заявление в части признания незаконным п. 1 оспариваемого предписания удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление МДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 2, 3, 4, 5 предписания отделения надзорной деятельности Ленинского района ОНД г. Чебоксары Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЧР №4/3/1-5 от 31 января 2011 г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 1 апреля 2011 г.

Председательствующий: судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу