Дело № 2- 1600/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Ерошкина А.В., представителей: администрации г. Чебоксары - Журиной О.А., Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Чувашской Республике - Ивановой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерошкина ФИО6 к администрации г. Чебоксары, администрации Московского района г. Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он служит в органах внутренних дел Чувашской Республики с дата, а в должности участкового уполномоченного милиции ------ с дата, и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные ст. 30 ФЗ «О милиции».
По месту прохождения службы, указывает истец, жилой площадью не обеспечен: он снимает себе жилье по адрес, а зарегистрированным значится в комнате № адрес по адрес адрес, прав на которую не приобрел.
дата он обратился в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о постановке его в очередь нуждающихся в жилом помещении. Однако какого-либо решения по его заявлению на момент обращения в суд не принято. По мнению истца, в связи с вступлением в действие нового закона, ответчик умышленно затягивает решение данного вопроса.
Истец также указывает, что улучшить свои жилищные условия самостоятельно не имеет материальной возможности. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения ст. 30 Закона «О милиции» просит суд обязать администрацию города Чебоксары предоставить ему на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду, пояснив также, что он служит в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции ------ ------ с дата по настоящее время. Своего жилья не имеет, зарегистрирован он у знакомых в комнате № адрес по адрес адрес, а проживает в квартире по адрес, снимая данное жилье на условиях коммерческого найма. Членом семьи собственника жилого помещения по месту своей регистрации не является. В очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Московского района г. Чебоксары состоит с дата. Улучшить жилищные условия за счет собственных средств не имеет материальной возможности. Добровольно исполнить требование закона ответчики отказываются. Обязанность по обеспечению его жильем должна быть возложена на администрацию города Чебоксары.
Представитель администрации г. Чебоксары - Журина О.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что нуждаемость истца в жилом помещении не оспаривается, однако исполнить требование Федерального закона администрация г. Чебоксары не имеет возможности, ввиду отсутствия у нее на это полномочий и свободного жилья.
Иванова И.С., действующая от имени Министерства финансов РФ в лице УФК по ЧР, иск не признала и просила в иске отказать, указав, что органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
Администрация Московского района г. Чебоксары, МВД ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3).
Согласно статье 4 ГК РФакты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Из смысла и содержания указанной нормы следует, что новый закон применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. К правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового закона, в том числе и тем из них, которые по каким-либо причинам оказались не реализованными на момент введения в действие нового закона, применяется ранее действующее законодательство. Как следует из материалов дела обращение истца в суд с требованием о принудительном исполнении специального закона последовало до введения новых правил о жилищном обеспечении участковых инспекторов милиции, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Данный закон не содержит положений о его обратной силе, в этой связи при разрешении данного спора суд считает необходимым руководствоваться положениями ФЗ «О милиции», действующими на момент возникновения спорных правоотношений.
Частью 1 ст. 30 названного закона предусматривалось, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Из содержания данной правовой нормы следует, что разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставилось в зависимость от наличия или отсутствия других участковых инспекторов милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. В ней не было положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Более того, упомянутая норма устанавливала срок, в течение которого участковому инспектору, вступившему в должность, должна быть предоставлена жилая площадь. В связи с чем доводы ответчика о возможном нарушении прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом, несостоятельны.
Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
Из положений ч. 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 12-13 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений.
Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.
Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и основанное на специальной норме закона или иного нормативно-правового акта, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма.
Как видно из материалов дела, истец состоит в должности участкового инспектора милиции более шести месяцев, и решением администрации Московского района г. Чебоксары от дата признан нуждающимся в жилом помещении и включен в списки очередников на общих и льготных основаниях.
Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. С учетом принципа состязательности гражданского судопроизводства сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, то обстоятельство, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения установлено материалами учетного дела и в данном судебном заседании ответчиком не оспаривалось.
О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, стороны не заявили и на момент разрешения данного спора из представленных суду доказательств наличие указанных обстоятельств не усматривается.
Проанализировав совокупность собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что истец имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии со специальной нормой закона и названное право им реализовано не было, следовательно, его требование о принудительном исполнении закона является обоснованным.
Суд считает несостоятельными приведенные ответчиком доводы о том, что реализацией указанной нормы нарушается принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Так, согласно Конституции Российской Федерацией местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132, часть 2).
Согласно ст. 133 Конституции и пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации, или органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсируются органами, принявшими указанные решения.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением участковым уполномоченным милиции жилья во внеочередном порядке. Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что, возлагая на местную администрацию обязанность по предоставлению жилья, действующее законодательство предусматривает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципальных образований и при этом не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местным бюджетом. Такая позиция нашла закрепление в ряде определений Конституционного Суда РФ, в том числе и в Определении от 15 февраля 2005 г. № 58-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона российской Федерации «О милиции».
Поскольку статьей 30 Закона «О милиции» обязанность по предоставлению жилого помещения была возложена на орган исполнительной власти, органы местного самоуправления, организацию, то истец вправе сам определять: к кому предъявлять соответствующие требования. Такие требования истцом предъявлены к администрации города Чебоксары.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Ерошкину ФИО7 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева