о предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 1293/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истицы Корниловой Н.В., представителя истицы - Суриковой Т.И., представителя администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корниловой ФИО12 к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что она является сиротой: ее мать - ФИО13 умерла 27 дата года, а отец - ФИО14 умер дата. Постановлением главы Калининской районной администрации г. Чебоксары от дата № № ее попечителем была назначена ФИО15 и она воспитывалась в ее семье. До дата года, указывает истица, она находилась на полном государственном обеспечении. В дата году, собрав необходимые документы, в том числе и документы, подтверждающие ее статус сироты, она обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении ей жилого помещении. Однако данная просьба осталась без удовлетворения. В качестве оснований для отказа было указано на наличие у ее родителей жилого дома. По утверждениям истицы, она не проживала в указанном доме с момента смерти матери, а позднее выяснилось, что дом ее родителям не принадлежал.

Истица также указывает, что она не имеет какого-либо жилья и ранее о своем праве на льготное обеспечение жильем не знала.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленное требование поддержали по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что в несовершеннолетнем возрасте истица осталась сиротой и ей был назначен попечитель. При назначении ей попечителя никакое жилое помещение за ней не закреплялось. В период обучения она находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждает ее статус сироты. В настоящее время она временно проживает у своей сестры.

Представитель администрации г.Чебоксары Павлова А.Н., действующая на основании доверенности, нуждаемость истицы в жилом помещении и право на льготное обеспечение жильем на основании норм ФЗ не оспаривала, пояснив, что в настоящее время у муниципального образования отсутствует возможность предоставить истице жилое помещение.

Седлова В.С., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия.

Министерство финансов Чувашской Республики, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 315-ФЗ) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Из представленных суду материалов следует, что у истицы в возрасте ------ лет умерли оба родителя: ее мать - ФИО5 умерла дата, отец - ФИО6 умер дата.

Согласно постановлению главы Калининской районной администрации г. Чебоксары от дата № «О попечительстве над несовершеннолетними ФИО10 и Корниловой Н.В.», принимая решение о назначении попечителя несовершеннолетним, вопрос о закреплении за ними права пользования жилым помещением не разрешался.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. С учетом принципа состязательности гражданского судопроизводства сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца об отсутствии у нее закрепленного жилого помещения. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, то обстоятельство, что истица не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения в данном судебном заседании ответчиком не оспаривалось.

Согласно материалам учетного дела, дата истица обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет, предоставив при этом документы, подтверждающие ее социальный статус. По действующим на тот момент правилам, предусмотренным в ст. 31 ЖК РСФСР, истица должна быть принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, согласно ст. 33 ЖК РСФСР, подлежала включению в общий список и в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Однако вопреки названным требованиям закона истица не была включена в льготный список.

Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением о жилищном обеспечении, истице не исполнилось 23 года и ее право на льготное обеспечение жильем реализовано не было.

Изменения, внесенные в вышеуказанный Закон Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", уточняют механизм и условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, мер социальной поддержки, достигшим возраста 23 лет.

В частности, отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки (преамбула вышеуказанного Федерального закона).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом изложенного, оснований для отказа истице в реализации предусмотренного специальным законом права на льготное обеспечение жильем по договору социального найма, суд не усматривает.

О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование истца о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.

В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 указанного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с 01 января 2009 установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Корниловой ФИО16 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 19 апреля 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева