о признании предписания незаконным



Дело № 2-1728/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

30 марта 2011 года город Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Няхуковой Э.Г.,

при секретаре судебного заседания Андреевой М.С.,

с участием представителей заявителя Григорьевой О.В., Гришановой Н.И.,

представителя заинтересованного лица Игнатьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132 «Золотая рыбка» города Чебоксары о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,

установил:

МДОУ «Детский сад № 132 «Золотая рыбка» города Чебоксары обратилось в суд заявлением о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Заявление мотивировано тем, что государственным инспектором ОНД Калининского района г.Чебоксары по пожарному надзору ФИО7 20 января 2011 года было составлено предписание № 364/1/11 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении Детского сада. Считает предписание необоснованным, поскольку детский сад был сдан в эксплуатацию и принят приемочной комиссией в 1982 году, строительство объекта осуществлялось по типовому проекту мастерской ЦНИИ ЭП учебных зданий, заказ № 2229. Указанные инспектором нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений.

Инспектор не руководствовался СНиП 10-01-94, согласно п. 8.5 которых на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих. Таких решений в отношении МДОУ не издано. Здание по адресу: адрес, передано администрацией г. Чебоксары в оперативное управление МДОУ «Детский сад № 132» г.Чебоксары и последнее не вправе совершать мероприятия по изменению и реконструкции здания, так как это не предусмотрено уставом и договором. Заявитель со ссылкой на гл. 25 ГПК РФ просит признать незаконным и отменить предписание №364/1/11 от 20 января 2011 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представители заявителя Григорьева О.В., Гришанова Н.И. заявление поддержали по изложенным основаниям и вновь привели их суду, представив суду перечень документов.

Представитель ГУ МЧС России по ЧР Игнатьев А.В. просил в удовлетворении заявления отказать, представил суду письменный отзыв, указав, что ссылка заявителя на п.8.5 СНиП 10-01-94 от 01.01.1995 в отношении того, что вновь разрабатываемые документы не должны распространяться на ранее построенные здания и сооружения является необоснованной, так как данные требования можно применить только в том случае, если дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений не приведет к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. МДОУ «Детский сад № 132» не представлены сведения по оценке пожарного риска. 16.12.2009 заявителю уже выдавалосьпредписание, в котором были отмечены нарушения, указывающие на несоответствие ширины эвакуационных выходов (менее 1,2 метра) и указанное предписание вступило в законную силу.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, которых, по мнению сторон достаточно для принятия решения по делу и не требуется предоставление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 ФЗ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор по надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе осуществлять пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В силу п.1 Правил пожарной безопасности установлены требования пожарной безопасности, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в данном случае ОГПН в пределах своих полномочий осуществляет государственный пожарный надзор, в том числе и путем выставления в адрес соответствующих органов или юридических (физических) лиц предписаний об устранении нарушений и соблюдении требований в области пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В ст. 20 указанного Закона установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами.

П.3 Правил предусмотрено, что наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Из совокупного толкования ст. ст. 1, 2, 6, 7, 8, 32, 34 ФЗ "О техническом регулировании" следует, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе к зданиям, строениям и сооружениям, устанавливаются техническими регламентами, принятыми федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, электрическую безопасность. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, экологической безопасности.

Проверка соблюдения требований технических регламентов, предъявляемых к объекту, а также оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями.

Согласно ст. 32 ФЗ от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:

1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

а) Ф1.1 - здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. N24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03" здание ДОУ включает:

- групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;

- специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;

- сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);

- служебно-бытовые помещения для персонала.

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная (пункты 2.2.2, 2.2.9).

Ст.89 ФЗ установленытребования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам. В частности, эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться в соответствии с требованиями федеральных законов о соответствующих технических регламентах.

К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку.

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

В СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" пунктом 6.16* установлено, что высота эвакуационных выходов должна быть не менее 1,9 м., ширина - не менее 1,2 м. из помещений класса Ф.1.1.

В данном случае обязанность доказывания того, что имеется риск пожарной безопасности, лежит на органе, чьи действия оспариваются в суде.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Григорьева О.В. работает на должности заведующей МДОУ №132 с дата

На основании договора от 24 августа 2006 года Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (Собственник) передал, а МДОУ «Детский сад № 132» г. Чебоксары (Пользователь) принял для пользования по согласованию с Управлением образования администрации г.Чебоксары на праве оперативного управления комплекс МДОУ «Детский сад № 132» г. Чебоксары, обязался не производить перепланировок и переоборудования помещений без согласования с Собственником.

На основании распоряжения главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору № 364 от 22 декабря 2010 г. в период с 27 декабря 2010 г. по 20 января 2011 г. ОНД Калининского района отдела НД г.Чебоксары Управления НД Главного управления МЧС России по ЧР провело внеплановое, выездную проверку по исполнению предписания ГПН № 394/251/29 от 16.12.2009г. в отношении МДОУ «Детский сад № 132 г.Чебоксары.

По результатам мероприятия в целях устранения выявленных нарушений пожарной безопасности инспектором ОНД Калининского района г.Чебоксары по пожарному надзору в адрес заведующей МДОУ «Детский сад № 132» г. Чебоксары вынесено предписание от 20 января 2011 г. №364/1/11 о необходимости устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

- ширина основного и запасного эвакуационного выхода групп №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9,10,11 составляет менее 1,2 м. (нарушен п. 6.16 СНиП 21-01-97*, срок устранения нарушений - до 1 марта 2013 г.).

Судом также установлено и сторонами не оспаривается, что расчет пожарного риска по МДОУ № 132 при вынесении предписания не был проведен.

Как следует из представленных документов и прямо подтверждается сторонами на момент ввода в эксплуатацию МДОУ № 132 соответствовал требованиям СНиП.

С учетом анализа представленных документов, требований действующего законодательства о том, что оценка рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью окружающих осуществляется уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, суд приходит к выводу, что в данном случае такой расчет риска должен быть произведен с участием ОГПН г.Чебоксары.

Тем не менее, в данном случае ОГПН г.Чебоксары УГПН ГУ МЧС России по ЧР в лице государственного инспектора Калининского района г.Чебоксары ограничился предписанием. Доказательств о том, что предписание вынесено с учетом расчета определения уровня пожарной безопасности в здании МДОУ «Детский сад № 132» в суд не представлено и не отрицается представителем заинтересованного лица.

Усматривается, что с учетом указанного расчета имеются основания для предписания в дальнейшем указанному детскому учреждению принять меры противопожарной безопасности и предоставлении определенного времени для устранения недостатков по пожарной безопасности.

Таким образом, поскольку в установленном законом порядке на момент оспариваемого предписания не определено, превышает ли пожарный риск соответствующие допустимые значения, установленные настоящим Федеральным законом, предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде увеличения ширины основных и запасных эвакуационных выходов из групповых помещений было преждевременным, является несостоятельным и как действие должностного лица, обязывающее произвести определенные виды работ предписание следует признать не соответствующим закону. Также следует учесть, что у заявителя отсутствуют финансы для устранения вышеуказанных недостатков.

Усматривается, что хотя дошкольное учреждение и является самостоятельным юридическим лицом, с учетом требований законодательства учредитель данного дошкольного учреждения должен предусмотреть и с учетом необходимых потребностей в выполнении требований пожарной безопасности, в том числе и оборудования дополнительного выхода, решить вопрос о разработке документации, в случае необходимости о реконструкции здания с учетом о пожарного риска и других необходимых документов, для предотвращения пожарного риска выделить необходимые средства, в том числе и денежные средства для организации данных видов работ.

Также при вынесении решения независимо от решения суда о признании несоответствующим закону предписания органа пожарного надзора в части, суд исходит из того, что в случае, если при проведении проверок в соответствии с действующим законодательством у органов пожарного надзора возникли основания для вывода о несоблюдении в указанном детском учреждении правил пожарной безопасности и создается угроза жизни и здоровью находящихся в здании граждан при его эксплуатации, орган пожарного надзора вправе в установленном законом порядке оформлять административный материал, в ходе рассмотрении которого в соответствии с КоАП РФ может рассматриваться вопрос о приостановлении деятельности юридического лица в случае нарушения правил пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132 «Золотая рыбка» города Чебоксары удовлетворить.

Признать незаконным предписание № 364/1/11 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное инспектором Отдела надзорной деятельности Калининского района города Чебоксары по пожарному надзору ФИО8 20 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04 апреля 2011 года.

Судья Э.Г. Няхукова