о перерасчете назначенной пенсии



Дело № 2- 2095/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истица - Виноградова А.А., представителей ответчика - Харченко Т.Н., Щегловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова ФИО7 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании задолженности по пенсии,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, на пенсионном учете состоит в Военном комиссариате Чувашской Республики. Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту без какой-либо дискриминации (статьи 39, 19). Право на социальное обеспечение гарантировалось также Конституцией России от 12.04.1978 года. Из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав - недоплатах пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики.

В силу положений ст.ст.43,49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу, по утверждениям истца, должны исчисляться из соответствующего денежного довольствия военнослужащих, которое, в том числе, состоит из оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию. При увеличении денежного довольствия военнослужащих также должны пересчитываться пенсии, назначаемые лицам, проходившим военную службу.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указывает истец, было предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Однако в нарушение данной нормы в период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. размеры окладов по воинским званиям военнослужащим устанавливались в размере менее половины размеров окладов по воинским должностям: постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 оклады по должностям были увеличены в 1,62 раза с 01.01.1999 года, а оклады по воинским званиям были установлены лишь с 01 июля 1999 года, что, полагает истец, привело к неправильному исчислению пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу. По утверждениям истца, его доводы о праве на перерасчет пенсии за указанный в иске период подтверждены сложившейся судебной практике, в частности Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2009 года по делу № 33-106/2009.

Истцом также заявлено требование о взыскании расходов на представителя. Истец указывает, что для обращения в суд с исковым заявлением он воспользовался юридическими услугами представителя Аркадьева В.И., которым было составлено исковое заявление, произведены расчеты недополученной пенсии, а также он будет представлять его интересы в суде, за что он оплатил ему ------ рублей.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, и вновь привел их суду.

Представитель истца - Аркадьев В.И., о месте и времени разбирательства дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Харченко Т.Н., Щеглова Е.Н., представляющие интересы Военного комиссариата Чувашской Республики,в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и в возражениях на исковое заявление, и вновь привели их суду.

Министерство обороны РФ о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны РФ через Военный комиссариат Чувашской Республики.

Вопросы пенсионного обеспечения указанных лиц урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии со ст. 43 названного закона в редакции, действовавшей в спорные периоды, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, состоящего в том числе из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием.

Положениями статьи 49 данного закона предусмотрено, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсионеров, вопреки утверждениям истца, не устанавливает соотношения должностного оклада и оклада по воинскому званию, учитываемых при назначении и перерасчете пенсии. Закон связывает возникновение оснований, в частности,в случае увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Аналогичные правила содержатся и в постановленииПравительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", пунктом 8 которого, установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления.

Подпункт «а» пункта 9 названного Постановления Правительства Российской Федерации устанавливает, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, указано, что в денежное довольствие включаются: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.96 N 434) закреплено, что в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", подлежат пересмотру в следующем порядке:

а) в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения;

б) в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Таким образом, установление окладов по занимаемым воинским должностям и воинским званиям находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РФ от 19 апреля 1993 г. № 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", введенным в действие с 01 апреля 1993 года, были установлены оклады по воинским званиям военнослужащих (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) и специальным званиям лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению № 2.

Указанное постановление, в части установления окладов по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению № 7, признано утратившим силу с 01 апреля 1993 года постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", которым установлены новые оклады.

В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1998 года № 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Правительству Российской Федерации поручалось повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации 19 января 1999г. принято постановление № 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции", которым с 1 января 1999 г. повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению № 1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 486 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и приравненных к ним лиц" данное постановление в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, признано утратившим силу с 01 января 2003 года.

Исходя из изложенного, оклады по воинским званиям военнослужащих с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 340, а оклады по должности определялись постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. № 72. Иные оклады за указанный период Правительством Российской Федерации не устанавливались.

Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 г. № ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. № 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г., признан недействительным (незаконным), в связи с чем п. 2 постановления Правительства Российской Федерации не подлежал применению с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года.

Вместе с тем за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года Правительством Российской Федерации иных постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации, не выплачивались.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Исходя из этого, истец, утверждая о наличии оснований для проведения перерасчета назначенной ему пенсии, должен представить суду доказательства свидетельствующие о том, что после признания незаконными вышеуказанных нормативных актов Правительства РФ, действующим военнослужащим по званию, равному званию истца, выплачивался оклад в большем размере, чем размер оклада, из которого исчислялся истцу при выплате пенсии. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд, постанавливая решение по данному спору, исходит из имеющихся в материалах дела доказательств.

Верховным Судом РФ при рассмотрении ряда гражданских дел о взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 по искам военных пенсионеров, которые обращались в суды в связи с тем, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.01.1995, изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 1349 от 07.12.1994 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил" военнослужащим был увеличен размер должностного оклада на 25%, однако перерасчет пенсий военным пенсионерам произведен не был, была принята следующая правовая позиция - Верховный Суд РФ в своих определениях (определения от 06.10.2006 № 5-В06-99, от 04.08.2006 № 77-В06-13 и др.) указал, что отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания недополученных денежных средств в связи с увеличением на 25% денежных окладов военнослужащих, судебные инстанции ошибочно исходили из того, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 1997 года № ГКПИ 97-319 приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 года № 20 об увеличении на 25% окладов по воинской должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации признан незаконным (недействующим) со дня издания, поскольку не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения. Указывается, что хотя приказ от 10 января 1995 года №20 признан незаконным, но фактическое повышение с 1 января 1995 года денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу, имело место, что в силу п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года является основанием для увеличения пенсий.

Таким образом, перерасчет пенсий военным пенсионерам, без фактического повышения денежного довольствия военнослужащих, учитываемых при исчислении пенсии, будет противоречить установленным требованиям законодательства, поскольку это приведет к неравенству в правовом положении военнослужащих, которым денежное довольствие повышалось лишь в рамках принятых нормативных положений Правительства РФ, и военных пенсионеров.

Кроме того, если оклад по воинской должности представляет собой оплату, устанавливаемую в зависимости от квалификационных требований, сложности, ответственности работы и устанавливается в виде определенных минимальных и максимальных размеров напрямую связанных с квалификационными требованиями к военнослужащему (квалификационные разряды), то оклад по званию представляет собой фиксированную денежную сумму.

Исчисление размера недополученной пенсии по предложенной истцом методики, по мнению суда, приведет к изменению установленного порядка исчисления пенсии, так как поставит военных пенсионеров в неравные условия по исчислению оклада по званию, имеющих одинаковые звания, но ушедших на пенсию с различных воинских должностей. Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать размеры окладов по званию.

Признание судом недействительным (незаконным) указанного выше постановления Правительства РФ само по себе не влечет обязанность пенсионных органов по пересчету пенсии, поскольку вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, статьей 49 которого пересчет пенсии лицам, проходившим военную службу, производится одновременно с повышением денежного довольствия военнослужащих, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. В соответствии с действовавшими в спорный период постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливавшими размеры окладов по должностям и по воинским званиям, ответчик перерасчет пенсии истцу производил. Иные оклады в указанный период Правительством Российской Федерации, как указано выше, не устанавливались и военнослужащим, проходившим военную службу, оклады в иных размерах не выплачивались.

Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, в связи, с чем доводы истца о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, являются необоснованными.

Учитывая, что Военным комиссариатом Чувашской Республики не допущено нарушений при назначении и выплате пенсии истцу, т.е. отсутствие в виновности его действий, оснований для привлечения его к ответственности путем возложения на него обязанности произвести перерасчет пенсии, не имеется. В данном споре не установлено и оснований для применения правил ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года о возможности взыскания пенсии без ограничения срока.

Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Учитывая, что требования истца оставлены без удовлетворения, основания для взыскания с ответчика судебных расходов отсутствуют (ст. 98, 100 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Виноградова ФИО8 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и о взыскании задолженности по пенсии за период дата в сумме ------ коп., расходов на представителя в сумме ------ руб. отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 25 апреля 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева