о признании незаконным постановления о досрочном прекращении полномочий депутата



Гр.дело № 2-1863/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре Басыровой Г.Х., с участием заявителя Романовой Т.И., представителя заявителя Медведева В.В., представителя заинтересованного лица Государственного Совета Чувашской Республики Ухтиярова А.И., представителя заинтересованного лица Чувашского республиканского отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Ковальского В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Романовой Тамары Ивановны к Государственному Совету Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления о досрочном прекращении полномочий депутата,

установил:

Романова Т.И. обратилась в Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением, уточненным дата, о признании незаконным и отмене постановления Государственного Совета Чувашской Республики «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И.» от 22 марта 2011г. № 793. Заявление мотивировано тем, что дата она была избрана депутатом Государственного Совета Чувашской Республики по партийному списку Чувашского республиканского отделения партии «Коммунистическая партия Российской Федерации (Волжская региональная группа) и на основании личного заявления вошла в депутатскую фракцию «Коммунистическая партия Российской Федерации», созданную и зарегистрированную 19 октября 2006г. В Государственном Совете Чувашской Республики она работала в комитете по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту и в комитете по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике.

Оспариваемым постановлением досрочно прекращены ее депутатские полномочия, и она выведена из состава указанных комитетов Государственного Совета Чувашской Республики. Решение о прекращении полномочий депутата мотивировано тем, что Романовой Т.И. не были соблюдены ограничения, связанные с депутатской деятельностью, хотя в постановлении об этом не указано. В ходе обсуждения на 37-ой сессии Государственного Совета Чувашской Республики ей ставилось в вину, что она вышла из КПРФ, нарушив норму п.1.1 ст.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ, согласно которой депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона; депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Заявитель Романова Т.И. не согласна с постановлением от 22 марта 2011г. № 793 и просит признать его незаконным и отменить, так как из КПРФ она не выходила, о чем сообщила на сессии Государственного Совета Чувашской Республики, выход из фракции депутата предполагает заявление члена фракции, которое она не писала.

В судебном заседании заявитель Романова Т.И. заявление поддержала по изложенным основаниям и дополнительно объяснила, что Комиссия по регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики на своем заседании 2 марта 2011г. без заявителя Романовой Т.И. рассмотрела заявление руководителя фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики Ильина В.А. об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ, не выяснила все обстоятельства по заявлению. Законодательством и Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики не предусмотрено исключение члена фракции через голосование. Также указанная комиссия без участия заявителя рассмотрела заявление первого секретаря Чувашского рескома КПРФ Шурчанова В.С. «о факте выхода депутата Романовой Т.И. из членов КПРФ на основании личного письменного заявления» с приложенной выпиской из протокола Чувашского рескома КПРФ от 18 января 2011г. и копией заявления Романовой Т.И. о выходе из рядов КРФ от 29 июня 2009г. В Положении «О комиссии по регламенту и депутатской этике (приложение от 9 ноября 2006г. №28) отсутствуют полномочия по рассмотрению внутрипартийных документов, в том числе и парламентской партии. Романовой Т.И. были написаны 2 заявления - одно о выходе из КРФ, другое - о выходе из КПРФ. Заявление о выходе из КПРФ ею было отозвано, и она оставалась членом КПРФ. В оспариваемом постановлении неправильно указана дата прекращения ее полномочий депутата - дата, должна быть указана дата

Оспариваемым постановлением нарушены права заявителя Романовой Т.И. на участие в управлении делами государства непосредственно, как избранного народом депутата, что предусмотрено пунктом 1 статьи 32 Конституции российской Федерации.

Представитель заявителя ФИО6, допущенный судом к представительству на основании устного заявления Романовой Т.И., в судебном заседании просил удовлетворить заявление Романовой Т.И. по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Государственного Совета Чувашской Республики Ухтияров А.И. в судебном заседании заявление Романовой Т.И. не признал, поддержал составленные в письменной форме возражения, согласно которым прекращение полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И. осуществлены в соответствии с законодательством, Устава КПРФ на основании выписки из протокола Чувашского рескома КПРФ от 18 января 2011г. о выходе Романовой Т.И. из КПРФ, на основании выписки из протокола №2 заседания фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики (л.д.109-115).

Представитель заинтересованного лица Чувашского республиканского отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Ковальский В.В. в судебном заседании объяснил, что Романова Т.И. вышла из КПРФ на основании заявления от дата и не может являться депутатом фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики.

Заинтересованное лицо Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики заявлением просило о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 148).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Конституции Чувашской Республики 2000 года Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики. Государственный Совет Чувашской Республики избирается сроком на пять лет.

дата на основании Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» от 30 марта 2006г. №9, который определяет порядок организации и проведения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в Государственный Совет Чувашской Республики, согласно его статье 2, проведены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва.

Согласно частям 1 и 2 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» от 30 марта 2006г. №9 Государственный Совет Чувашской Республики избирается сроком на пять лет и состоит из 44 депутатов. 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с данным Законом. 22 депутата Государственного Совета Чувашской Республики избираются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на всей территории Чувашской Республики на основе средней нормы представительства избирателей. Средняя норма представительства избирателей на избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Чувашской Республике по состоянию на 1 января или 1 июля года проведения выборов на 22 избирательных округа.

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (сокращенное наименование Коммунистическая партия Российской Федерации или КПРФ согласно уставу партии) принимала участие в выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва.

Заявитель Романова Т.И. была избрана депутатом Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва по списку избирательного объединения «Чувашское республиканское отделение КПРФ», что следует из протокола Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о результатах выборов по единому избирательному округу и о распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями от 12 октября 2006г., согласно которому Чувашскому республиканскому отделению КПРФ распределены 5 депутатских мандатов, депутатом от КПРФ по Волжской региональной группе стала Романова Т.И. (л.д.150-151).

Абзац 2 пункта 4 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти» от 12 июля 2006г. № 106-ФЗ) предусматривал, что депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции). Депутатское объединение (фракция) включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. В депутатские объединения (во фракции) могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

На основании личного заявления (л.д.107) Романова Т.И. вошла во фракцию КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики четвертого созыва, зарегистрированную решением Секретариата первой сессии Государственного Совета Чувашской Республики от 19 октября 2006г. (л.д.104).

Письмом от 7 февраля 2011г. за №6 Чувашским республиканским комитетом КПРФ в Государственный Совет Чувашской Республики направлены для сведения в работе выписка из протокола Чувашского рескома КПРФ от 18 января 2011г. с постановлением «О тов. Романовой Т.И.» и копия заявления Романовой Т.И. о прекращении ее членства КПРФ (л.д.96, 97,98).

19 февраля 2011г. состоялось заседание фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики, на котором принято решение об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва, что подтверждается выпиской из протокола №2 (л.д.101).

Выписка из решения фракции КПРФ Государственного Совета Чувашской Республики от 19 февраля 2011г. об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ направлена руководителем фракции в Государственный Совет Чувашской Республики сопроводительным письмом от 28 февраля 2011г. (л.д.100).

2 марта 2011г. состоялось заседание Комиссии по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики, на котором была рассмотрена выписка из решения фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республике от 19 февраля 2011г. об исключении Романовой Т.И. из фракции КПРФ и на котором принято решение внести на рассмотрение очередной сессии Государственного Совета Чувашской Республики вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Романовой Т.И. с приложением проекта постановления, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 2 марта 2011г. №2 (л.д.92-95).

Письмом от 14 марта 2011г. председатель Комиссии по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики просил председателя Государственного Совета Чувашской Республики включить в проект повестки дня очередной тридцать седьмой сессии Государственного Совета Чувашской Республики вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И. в связи с рассмотрением данного вопроса на заседании комиссии дата (л.д. 91).

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 22 марта 2011г. №772 утверждена повестка дня очередной тридцать седьмой сессии Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва, пунктом 32 которой указан вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И. (л.д.14, 15).

2 марта 2011г. состоялось заседание Государственного Совета Чувашской Республики и по вопросу «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И. принято постановление № 793, которым признано считать досрочно прекращенными полномочия депутата Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва Романовой Т.И., избранной по списку Чувашского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», 22 марта 2011г. в связи с несоблюдением ею ограничений, связанных с депутатской деятельностью, установленных федеральным законом, и которым (постановлением) Романова Т.И. выведена из составов Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту и Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике.

Суд приходит к выводу о необоснованности заявления Романовой Т.И. по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1.1 ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Пунктом 1.4 статьи 12 названного Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ предусмотрено, что несоблюдение требований, указанных в пунктах 1.1-1.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

По смыслу ранее приведенных положений п. 4 ст.4 и п.1.1 и п.1.4 ст.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ депутаты политической партии в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, допущенной к распределению депутатских мандатов, могут осуществлять свою деятельность депутата только в депутатском объединении (во фракции) исходя из избрания их в составе списка кандидатов и при одновременном членстве в политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран, а несоблюдение этих положений влечет досрочное прекращение депутатских полномочий.

Аналогичные положения об осуществлении депутатом полномочий и досрочном прекращении полномочий депутата предусмотрены статьями 22 и 24 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики «О регламенте Государственного Совета Чувашской Республики» от 10 сентября 2002г. № 30, что соответствует ст.72 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации вопроса установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, соответствует ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ о праве субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов, а после принятия соответствующего федерального закона обязанности приведения законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Уставом КПРФ, действующим в редакции от 29 октября 2005г., предусмотрено, что член КПРФ прекращает (утрачивает) членство в КПРФ в случае выхода из партии на основании личного письменного заявления (пункт 2.15).

В июне-июле 2009г. заявитель Романова Т.И., являвшаяся членом КПРФ, подала в Чебоксарский горком КПРФ два заявления, датированных 29 июня 2009г., которыми доводила до сведения первого секретаря Чебоксарского горкома КПРФ о выходе из рядов КПРФ. В одном заявлении Романова Т.И. допустила описку, указав КРФ вместо КПРФ, во втором заявлении устранила описку и указала о выходе из КПРФ.

Представленная Государственному Совету Чувашской Республике выписка из протокола Чувашского рескома КПРФ от 18 января 2011г. с постановлением «О тов. Романовой» и копия заявления Романовой Т.И. о прекращении ее членства в партии однозначно указывали, что Романова Т.И. прекратила членство в КПРФ, следовательно, у Государственного Совета Чувашской Республики имелась обязанность рассмотреть вопрос о соблюдении Романовой Т.И. требований п.1.1 ст.12 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ. При этом Государственный Совет Чувашской Республики не вправе был вмешиваться в дела КПРФ, проверяя законность прекращения членства Романовой Т.И. в партии, в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, согласно которой вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий не допускается.

Согласно пунктам 4 и 5 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно (п. 4); депутатские объединения информируют Председателя Государственного Совета, Президиум Государственного Совета о своих решениях (п. 5).

Исходя из положений п. 4 ст.4 и п.1.1 и п.1.4 ст.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ, п. 4 и п.5 ст.22 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики фракцией КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики правомерно принято решение об исключении Романовой Т.И. из фракции, правомерно информирован о принятом решении Председатель Государственного Совета.

Положением «О комиссии по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденным постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 9 ноября 2006г. № 28, не предусмотрено обязательное участие депутата в работе комиссии.

На заседании тридцать седьмой сессии Государственного Совета Чувашской Республики Романова Т.И. принимала участие, выступила по обсуждаемому вопросу о досрочном прекращении ее полномочий; решение о досрочном прекращении полномочий депутата Романовой Т.И. принято при большинстве голосов («за» - 31, «против» - 3, воздержались 4), что следует из выписки из стенограммы заседания (л.д.20-29).

Принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственного Совета Чувашской Республики в предусмотренных законом случаях установлено подп. 14 п.1 ст.20 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республики» от 23 июля 2001 г. № 37.

Таким образом, в связи прекращением Романовой Т.И. членства в КПРФ она не могла осуществлять деятельность депутата Государственного Совета Чувашской Республики во фракции КПРФ и быть депутатом Государственного Совета Чувашской Республики. Оспариваемое ею решение принято в соответствии с законодательством. По изложенным ранее обстоятельствам являются необоснованными доводы Романовой Т.И. о том, что она не выходила из КПРФ, не была приглашена на заседание Комиссия по регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики 2 марта 2011г., незаконно исключена из фракции КПРФ в Государственном Совете Чувашской Республики.

Указываемые заявителем доводы о том, что Комиссия по Регламенту и депутатской этике Государственного Совета Чувашской Республики не могла рассматривать внутрипартийные документы, являются необоснованными, поскольку комиссией рассматриваются вопросы, связанные с нарушением депутатской этики независимо от принадлежности депутата к политической партии, согласно п. 1.1 Положения о комиссии.

Прекращение полномочий депутата Романовой Т.И. в последний день ее работы 22 марта 2011г. соответствует по аналогии положениям ч. 3 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника. В связи с этим в этой части оспариваемое заявителем постановление не подлежит отмене или изменению.

С учетом изложенного суд отказывает заявителю в удовлетворении заявления.

Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Романовой Тамаре Ивановне отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственного Совета Чувашской Республики «О досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики Романовой Т.И.» от 22 марта 2011 г. № 793.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья Агеев О.В.

Мотивированное решение составлено 1 мая 2011г.

Судья: Агеев О.В.