Дело № 2-1780/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации06 апреля 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Няхуковой Э.Г.,
при секретаре судебного заседания Андреевой М.С.,
с участием представителей заявителя Федоровой А.А., Гришановой Н.И., Трубачева В.Д.,
представителя Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Зуева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары»
о признании незаконными предписания по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
дата государственным инспектором города Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД города Чебоксары Зуевым О.В. заведующей МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары» было вынесено предписание № по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в котором указаны следующие виды нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: не оснащены согласно норм положенности средствами индивидуальной защиты (противогазы), медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатные аварийно-спасательные формирования и персонал объекта; не созданы резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не организовано проведение обучения и тренировок личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала объекта.
дата государственным инспектором города Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД города Чебоксары Зуевым О.В. заведующей МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары» было вынесено предписание № по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, в котором указаны следующие виды нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны; не обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатные аварийно-спасательные формирования и персонал объекта.
Не согласившись с предписаниями, МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары» обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.
Заявление мотивировано следующим. По действующему законодательству обеспечение средствами индивидуальной защиты работников муниципальных учреждений осуществляется органами местного самоуправления. Эти средства должны храниться на складах органов местного самоуправления или организаций, находящихся в их ведении. Детский сад вправе содержать средства индивидуальной защиты вне места нахождения своего здания.
Детский сад не отнесен к организациям, имеющим потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а потому доводы инспектора о необходимости создания нештатных аварийно-спасательных формирований и комплектования их медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки необоснованны.
В судебном заседании представители заявителя заявление поддержали.
Представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Зуев О.В. с заявлением не согласился, считая предписания законными и обоснованными.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от 22 августа 1995 года нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Приказом министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 999 от 23 декабря 2005 года был утвержден Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, пунктом 4 которого предусмотрено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
Законом не предусмотрено создание в обязательном порядке нештатных аварийно-спасательных формирований в детских садах. Самим учреждением либо его учредителем также не предусмотрено его создание в МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары».
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» установлено, что номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам.
Детский сад не имеет специальных складских помещений для хранения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993, обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4).
Средства индивидуальной защиты в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. При отсутствии своих складов допускается хранение запасов СИЗ на складах других организаций.
Требования к складским помещениям, а также порядок хранения СИЗ определены Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2003 № 4934). При обеспечении соответствующих условий хранения разрешается хранить СИЗ на рабочих местах (п. 31).
Из анализа указанных норм следует, что требования об оснащении согласно норм положенности средствами индивидуальной защиты (противогазами), медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала учреждения; создании резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны; обеспечении средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки нештатных аварийно-спасательных формирований и персонала учреждения не основаны на законе, в связи с чем их следует признать незаконными.
Проверяя доводы лиц, участвовавших в судебном заседании относительно требования об организации проведения обучения и тренировок персонала учреждения, суд пришел к следующим выводам.
Представитель Главного управления МЧС России по ЧР Зуев О.В. считая, что в учреждении не организовано проведение обучения и тренировок персонала учреждения в области гражданской обороны, суду пояснил, что указанное подтверждается тем, что сотрудник детского сада не прошел специальное обучение.
Действительно, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
Как видно из пояснений заведующего МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары» Федоровой А.А., ею, как лицом, специально уполномоченным на решение задач по ГО и ЧС в данном учреждении, разработан и утвержден План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2010 - 2011 учебный год. План согласован с начальником штаба ГО по Ленинскому району Управления по делам ГО и ЧС г. Чебоксары Трубачевым В.Д. В учреждении ведется обучение в области гражданской обороны, для этого имеется необходимая учебно-материальная база.
Как видно из представленных ею суду материалов, дата заведующим МДОУ «Детский сад № 121 г. Чебоксары» Федоровой А.А. утвержден План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2010 - 2011 учебный год. План согласован с начальником штаба ГО по Ленинскому району Управления по делам ГО и ЧС г. Чебоксары Трубачевым В.Д. В нем указаны: наименование планируемых мероприятий, срок исполнения, исполнители и соисполнители, отметка о выполнении. Лицом, специально уполномоченным на решение задач по ГО и ЧС, указана сама Федорова А.А.
дата Федоровой А.А. выдано удостоверение № о прохождении обучения на курсах гражданской обороны г. Чебоксары.
Суду также представлены учебные материалы в области ГО и ЧС (прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории Ленинского района г. Чебоксары; действия населения в условиях возможного биологического заражения, меры защиты; правила поведения и действия при пожаре; правила поведения и действия при получении звонка по телефону о заложенном взрывном устройстве; правила поведения и действия при стихийных бедствиях; действия населения в условиях возможного химического заражения; действия населения по предотвращению террористических актов; действия населения при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный; Памятка учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Чувашской Республики; План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МДОУ «Детский сад № 121 адрес», утвержденный руководителем учреждения дата).
Приказом № от дата руководителем Детского сада утверждены: Инструкция вахтового дежурного ИГО-056-2011, Инструкция ИГО-057-2011 для руководителя и персонала объекта с массовым пребыванием населения о действиях при возникновении угрозы и совершении террористических актов, Инструкция об организации работ и обеспечению безопасности дежурного ИОБ-058-2011, Инструкция по организации мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ИГО-059-2011, Инструкция об организации работ по обеспечению безопасности ИОБ-060-2011, Инструкция ИОТ-061-2011 по обслуживанию электроустановок.
Проведение занятий по гражданской обороны подтверждается также записями в тетрадях педагога-психолога ФИО12 старшего воспитателя ФИО13 инструктора по физкультуре ФИО14
В Журнале регистрации инструктажа по действиям персонала по организации мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МДОУ «Детский сад № 121 г. Чебоксары», начатого дата имеются подписи инструктирующего и инструктируемых о проведении инструктажа за период с дата по дата.
В МДОУ «Детский сад № 121 г. Чебоксары» также ведется Журнал учета занятий по обучению персонала в области ГО и ЧС. В нем указано о проведении занятий по следующей тематике: «Действия персонала по организации мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» дата); «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» (дата); «Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них» (дата).
дата руководителем учреждения издан приказ № «Об утверждении тематики и содержания занятий с персоналом». В нем указаны следующее содержание тем занятий с персоналом в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году: нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров; опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах, основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них; действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера; действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе совершения террористических акций; действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера; действия работников организаций при пожаре; оказание первой медицинской помощи, основы ухода за больными.
Сроки проведения указанных мероприятий, содержание тем занятий с персоналом утверждены руководителем учреждения.
дата руководителем учреждения издан приказ о проведении внепланового учебного занятия по эвакуации детей на случай пожара и ликвидации чрезвычайных ситуаций дата.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что учреждение осуществляет обучение персонала в области гражданской обороны; имеет и поддерживает соответствующую учебно-материальную базу.
Доводы представителя МЧС о том, что сотрудник учреждения не прошел обучение на курсах гражданской обороны, также опровергаются представленным суду удостоверением № от дата года о прохождении Федоровой А.А. обучения на этих курсах.
В силу изложенных обстоятельств заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 121 комбинированного вида города Чебоксары» удовлетворить.
Признать незаконным предписание № по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вынесенное государственным инспектором города Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД города Чебоксары Зуевым О.В. дата.
Признать незаконным предписание № по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, вынесенное государственным инспектором города Чебоксары по пожарному надзору - инспектором отделения НД Ленинского района ОНД города Чебоксары Зуевым О.В. дата.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 7 апреля 2011 года.
Судья Э.Г. Няхукова