Дело № 2-1135/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации30 марта 2011 года город Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Няхуковой Э.Г.,
при секретаре судебного заседания Андреевой М.С.,
с участием представителя истцов Аркадьева В.И.,
представителей ответчика Ефремова А.В., Харченко Т.Н., Щегловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по искам:
Ефимова ФИО19, Мосолова ФИО18, Владимирова ФИО20, Кваскова ФИО21, Тарасова ФИО22, Прокофьева ФИО23 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании недополученной пенсии, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы являются получателями пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации через Отдел социального обеспечения Военного комиссариата Чувашской Республики.
Ефимов С.Н. обратился в суд с иском и просил обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ответчика недополученную с дата по дата пенсию в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб. и судебные расходы в сумме ------ руб.
Мосолов Ю.Я. обратился в суд с иском и просил обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ответчика недополученную с дата по дата пенсию в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб. и судебные расходы в сумме ------ руб.
Владимиров Ю.Т. обратился в суд с иском и просил обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ответчика недополученную с дата по дата пенсию в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб. и судебные расходы в сумме ------ руб.
Квасков В.В. обратился в суд с иском и просил обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ответчика недополученную с дата по дата пенсию в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб. и судебные расходы в сумме ------ руб.
Тарасов Н.Н. обратился в суд с иском и просил обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ответчика недополученную с дата по дата пенсию в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб. и судебные расходы в сумме ------ руб.
Прокофьев В.С. обратился в суд с иском и просил обязать Военный комиссариат Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ответчика недополученную с дата по дата пенсию в сумме ------ руб., с дата по дата в сумме ------ руб. и судебные расходы в сумме ------ руб.
Определением суда от дата дела по указанным искам соединены в одно производство.
Исковые требования мотивированы тем, что истцам до дата, в нарушение п. 2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1, пенсия начислялась без учета требований о том, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям, что видно из представленных ответчиком справок.
Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям, содержались также в абзаце 2 п. 2 ст. 12 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 № 72 военнослужащим дата года были повышены месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в 1,62 раза, и лишь с дата дата года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению №.
Оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с дата окладов по воинским должностям.
С дата оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от дата №.
Из справок, представленных Военным комиссариатом ЧР видно, что с дата до дата оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24.12.1998 № 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» с дата дата года месячные оклады по званию были увеличены в 2,02 раза.
В нарушение требований этого Указа постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 № 72 с июля 1999 года были установлены конкретные месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, размеры которых увеличены менее, чем в 2,02 раза.
Увеличение окладов по воинским званиям менее чем в 2,02 раза ущемило права военных пенсионеров.
Очередное увеличение окладов по воинским званиям дата на основании постановления Правительств РФ от 14.09.2000 № 680 в 1,2 раза произошло без учета увеличения оклада по званию в 2,02 раза согласно Указу Президента РФ от 24.12.1998 № 1638.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» с 01.01.2003 были установлены новые оклады по воинским званиям.
Пенсия в установленном федеральном законодательством размере не получена по вине Министерства обороны РФ.
В судебном заседании представитель истцов Аркадьев В.И. увеличил исковые требования и просил взыскать с ответчика недополученную пенсию за периоды, указанные в первоначальных исках, в пользу Ефимова С.Н. - ------ рубль, в пользу Мосолова Ю.Я. - ------ рублей, в пользу Владимирова Ю.Т. - ------ рублей, в пользу Кваскова В.В. - ------ рублей, в пользу Тарасова Н.Н. - ------ рублей, в пользу Прокофьева В.С. - ------ рублей.
Сами истцы в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своего представителя.
Представители ответчика исковые требования не признали. Суду представили письменные возражения на заявленные требования.
Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», на которую ссылаются истцы в обоснование своих требований, денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых законом предусматривается военная служба.
В период дата по дата года оклады по воинским званиям определялись согласно Постановлению Правительства РФ от дата года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты». Указанное постановление было введено в действие дата года и признано утратившим свою силу с дата года постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 19.04.1993 № 340 «О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».
Названым постановлением Правительства РФ от дата года № 65 установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению к этому постановлению. В указанный период Правительством РФ размеры иных денежных довольствий, в том числе и воинских должностных окладов, не устанавливались и не увеличивались.
Закон РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» был опубликован впервые в Российской газете дата года, на момент принятия Правительством РФ постановления дата года № 65 он еще не действовал.
Повышение должностных окладов лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в соответствии с положениями п. 2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» было произведено только с принятием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата дата №. Согласно этому постановлению должностные оклады лиц офицерского состава, лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, был повышены в 1,9 раза, а размер окладов по званию был повышен в соответствии с приложением № к нему, в связи с чем пенсия истцам была пересмотрена.
Таким образом, в период с дата года (спорный период) Правительство РФ не производило повышение воинских должностных окладов, а потому исковые требования об обязании произвести перерасчет пении и взыскании недоплаты пенсии за указанный период не основаны на положениях действующего в спорный период законодательства РФ.
дата года был принят Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 12 которого размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. Абзацем вторым этого же пункта также предусмотрено, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
дата (спорный период) действовали положения абзаца 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающие, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Федеральным законом дата «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции, вступившей в силу дата.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 24.12.1998 № 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству Российской Федерации поручалось повысить дата в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинскими званиями.
дата года Правительством Российской Федерации было принято постановление № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции», которым дата года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, дата года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению № 1.
Решением Верховного Суда Российской Федерации дата года № ВКПИ 00-16 приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 № 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащих установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от дата года № 1638.
Вместе с тем за период дата года по дата года Правительством РФ других постановлений об установлении окладов военнослужащим не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено постановлениями Правительства РФ от дата № и от дата, не выплачивались.
Как следует из материалов дела, истцам пенсия была рассчитана исходя из оклада по воинской должности и по воинскому званию, установленных в спорный период постановлениями Правительства РФ от дата № и от дата №.
Поскольку Правительство РФ не принимало иных постановлений об установлении или повышении окладов военнослужащих за спорный период с дата по дата, с требования истца о перерасчете пенсии и взыскании недоплаты пенсии за указанный период не основаны на положениях действовавшего в спорный период законодательства РФ.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Поскольку установление военнослужащим размеров окладов по должностям и по воинским званиям отнесено законодателем к исключительной компетенции Правительства РФ, пенсионный орган не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, а потому отсутствует вина Военного комиссариата Чувашской Республики в не произведении перерасчета пенсии, что в силу ст. 58 Закона РФ дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является самостоятельны основанием отказа в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенных обстоятельств исковые требования не подлежат удовлетворению, а также с учетом положений ст. 100 ГПК РФ не могут быть удовлетворены требования истцов о возмещении представительских расходов на подготовку искового заявления, расчет недоплаты пенсии и участие представителя в суде.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ефимова ФИО26 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата пенсии в размере ------ рубль, судебных расходов в размере ------ рублей отказать.
В удовлетворении иска Мосолова ФИО27 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной с дата по дата, с дата по дата пенсии в размере ------ рублей, судебных расходов в размере ------ рублей отказать.
В удовлетворении иска Владимирова ФИО24 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата пенсии в размере ------ рублей, судебных расходов в размере ------ рублей отказать.
В удовлетворении иска Кваскова ФИО28 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата пенсии в размере ------ рублей, судебных расходов в размере ------ рублей отказать.
В удовлетворении иска Тарасова ФИО29 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной с дата по дата, с дата по дата пенсии в размере ------ рублей, судебных расходов в размере ------ рублей отказать.
В удовлетворении иска Прокофьева ФИО25 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскании недополученной с дата по дата, с дата по дата пенсии в размере ------ рублей, судебных расходов в размере ------ рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 4 апреля 2011 года.
Судья Э.Г. Няхукова