об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора



Гр. дело № 2-2361/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре Архиповой О.В.,

с участием представителя заявителя администрации г. Чебоксары - Журиной О.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2010 г.,

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Шарипкина И.Н., действующего на основании доверенности от 01.02.2011 г.,

судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР Андреевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление администрации г. Чебоксары о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Администрация г. Чебоксары обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР о взыскании исполнительского сбора в размере ------ рублей от 28 апреля 2011 г. В заявлении указано, что оспариваемый документ был получен администрацией г. Чебоксары 28.04.2011 г. Администрацией города были представлены судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение решения суда о предоставлении ФИО3 жилого помещения было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах путем направления писем от 10.02.2011 г., заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в Ленинский районный суд г. Чебоксары от 10.02.2011 г. Однако судебный пристав-исполнитель, несмотря на наличие в суде заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Полагают, что данное постановление вынесено без учета уважительности причины неисполнения решения суда в связи с наличием в суде заявления о предоставлении отсрочки. Администрация г. Чебоксары является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета г. Чебоксары. Иных расчетных, валютных счетов в других банках не имеется. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.05.2010 г. № 1673 «О внесении изменений в бюджет муниципального образования г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2010 год, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 24.12.2009 г. № 1526» в бюджете г. Чебоксары предусмотрены средства на строительство жилья по решению судов - 6500 тыс. рублей. После строительства жилых помещений по целевому назначению будет решаться вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам во исполнение решения суда. В настоящее время администрация г. Чебоксары должна исполнить 74 решения судов по предоставлению гражданам благоустроенного жилого помещения. Постановление судебного пристава-исполнителя было вынесено в нарушение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П, согласно которому взыскание исполнительского сбора должно производиться с учетом степени вины должника в неисполнении судебного решения, а также с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения должника и иных существенных обстоятельств.

В судебном заседании представитель заявителя администрации г. Чебоксары Журина О.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям. Суду дополнила, что администрация города получила постановление о возбуждении исполнительного производства, обращалась с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении заявления вступившими в законную силу определением Ленинского районного суда г. Чебоксары отказано. В настоящее время во исполнение решения суда жилое помещение взыскателю не предоставлено.

В судебном представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Шарипкин И.Н. требования заявления не признал, в его удовлетворении просил отказать. Пояснил, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках предоставленных полномочий. У администрации г. Чебоксары достаточно имущества, за счет которого возможно исполнить решение суда и уплатить исполнительский сбор. При достаточной степени заботливости и осмотрительности администрация города могла заложить в бюджет сумму, необходимую для исполнения решения судов.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР Андреева Т.В. требования заявления не признала по аналогичным основаниям и по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Суд считает возможным рассмотреть заявление при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно и не требуется представления дополнительных доказательств, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» N229-ФЗ от 2 октября 2007 г. судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 ст. 30 Закона №299-ФЗ).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона №229-ФЗ).

Как следует из материалов исполнительного производства №, представленного по запросу суда и исследованного судом, данное исполнительное производство возбуждено 20.03.2009 г. на основании исполнительного листа № 2-490/2009 от 16.03.2009 г., выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары, об обязании администрации г. Чебоксары предоставить ФИО3 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

Для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику согласно ч.12 ст. 30 Закона предоставлен пятидневный срок. При этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в установленном законом размере.

Постановление от 20 марта 2009 г. о возбуждении исполнительного производства направлено должнику и им получено, о чем свидетельствует письмо администрации от 01.04.2009 г. о невозможности исполнить решение суда, и представителем администрации г. Чебоксары прямо подтверждается.

Законность постановления о возбуждении исполнительного производства от 20.03.2009 г. заявителем не оспаривается.

Таким образом, требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежали исполнению должником в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

В установленный срок должник добровольно требования исполнительного документа не исполнил, а 01.04.2009 г. направил в адрес судебного пристава-исполнителя письмо о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде г. Чебоксары свободного жилья.

Одновременно администрация г. Чебоксары обратилась с заявлением в Ленинский районный суд г. Чебоксары о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 13.05.2010 г. по гражданскому делу № администрации г. Чебоксары предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 09.02.2009 г. до 01 октября 2010 г.

В последующем по заявлению администрации г. Чебоксары определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 08.11.2010 г. повторно предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 09.02.2009 г. до 01 февраля 2011 г.

01.02.2011 г. судебный пристав-исполнитель вынес в адрес должника официальное предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда, вступившего в законную силу. Ранее аналогичные предупреждения неоднократно выносились в адрес должника, а именно: 20.03.2009 г., 13.04.2009 г., 03.06.2009 г., 28.07.2009 г., 21.09.2009 г., 11.11.2009 г., 29.12.2009 г., 15.03.2010 г., 01.10.2010 г. Все предупреждения должником были получены, о чем имеются соответствующие отметки.

Администрация г. Чебоксары вновь обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки названного решения суда.

Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11.03.2011 г. по гражданскому делу № администрации г. Чебоксары в удовлетворении данного заявления отказано по тем основаниям, что администрация г. Чебоксары привела те же обстоятельства, на основании которых суд уже предоставлял отсрочку - на недостаточность бюджетных средств, выделенных на строительство жилья, отсутствие у администрации г. Чебоксары в наличии свободного жилья, неисполнение других решений судов по предоставлению жилых помещений гражданам. Кроме того, администрация г. Чебоксары не представила доказательства, свидетельствующие, что после 01 декабря 2011 г. отпадут обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда и доказательства, достоверно подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС ЧР от 06.04.2010 г. указанное определение Ленинского районного суда г. Чебоксары оставлено без изменения, а частная жалоба администрации г. Чебоксары - без удовлетворения.

14.04.2011 г. судебным приставом-исполнителем в адрес главы администрации г. Чебоксары направлено официальное предупреждение за злостное неисполнение решения суда, вступившего в законную силу, которое должником было получено 14.04.2011 г.

В ответ администрация г. Чебоксары вновь лишь направила письмо о невозможности исполнить решение суда по ранее изложенным мотивам.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В силу ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Несвоевременное исполнение требований исполнительных документов влечет ущемление прав и законных интересов взыскателей, которые в течение длительного времени не могут восстановить свое нарушенное право.

На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

В срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, данное требование должником - администрацией г. Чебоксары не исполнено. Пропуск срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, заявителем не оспаривается.

В соответствии с указанными требованиями 28 апреля 2011 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере ------ рублей, которое должником получено 28.04.2011 г.

Согласно ч.6 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При этом правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, могущими сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.

Как следует из материалов дела, такая возможность судебным приставом-исполнителем должнику предоставлялась, он предупреждался о последствиях неисполнения исполнительного документа в установленный срок.

При этом должник надлежащим образом не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые основываются на предположениях.

Между тем, должник не представил суду доказательств отсутствия его вины или иных оснований для освобождения его от ответственности за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительных документов.

Письма от 01.04.2009 г., 10.02.2010 г. и от 20.04.2011 г., в которых администрация г. Чебоксары сообщила о невозможности исполнения решения суда о предоставлении ФИО3 жилого помещения в связи с отсутствием свободного жилья и обращение в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не является таким доказательством, поскольку после вступления 06 апреля 2011 г. в силу определения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11 марта 2011 г. об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда должник вновь не исполнил требования исполнительного листа.

Довод заявителя об отсутствии свободного жилья в муниципальном фонде и недостаточности денежных средств не является обстоятельством, освобождающим заявителя от исполнения требований исполнительного документа, выданного во исполнение вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Положением о бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.05.2008 г. № 1011, непосредственное составление проекта бюджета города на очередной финансовый год или очередной финансовый год и плановый период, исполнение бюджета города и исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию г. Чебоксары в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, осуществляет финансовый орган администрации г. Чебоксары.

Однако администрацией г. Чебоксары на строительство жилья для предоставления его гражданам по решению судов в проект бюджета города не была заложена достаточная денежная сумма, хотя, обладая информацией о количестве граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, при соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности, данные действия должны были быть совершены.

При этом суд также учитывает, что и на день вынесения настоящего решения должником требования исполнительного документа так и не исполнены, его исполнение необоснованно затягивается.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР о взыскании исполнительского сбора от 28 апреля 2011 г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Администрации г. Чебоксары в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР о взыскании исполнительского сбора от 28 апреля 2011 г. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 23 мая 2011 г.

Председательствующий: судья Н.А. Степанова

Решение не вступило в законную силу