о признании права на получение государственного жилищного сертификата



Дело № 2- 1802/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Тимрукова Ф.Х., представителя истца - Михайлова В.Н., представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (Главное управление МЧС России по Чувашской Республике) - Окайкина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимрукова ФИО7 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (Главное управление МЧС России по Чувашской Республике) о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении в целях получения государственного жилищного сертификата и о возложении обязанности включить в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он был уволен с должности ------ Главного управления МЧС России Чувашской Республике в звании майора внутренней службы с дата на основании п. «е» (по сокращению штата) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ приказом №. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составляла ------ дней и ему не было предоставлено жилое помещение в собственность и ранее правом на поучение субсидий и социальных выплат на приобретение жилья, он не воспользовался. Его рапорт о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении от дата, решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России Чувашской Республике от дата оставлен без удовлетворения. Истец также указывает, что ранее он состоял в списке очередников в МВД ЧР, однако был исключен из очереди дата в связи с переходом для дальнейшего прохождения службы в органы МЧС. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению истца, свидетельствует о том, что он был уволен с военной службы с нарушением установленного порядка.

В судебном заседании истец и его представитель данный иск поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что сделка по отчуждению доли в адрес адрес адрес носила вынужденный характер: у истца имелось неисполненное денежное обязательство перед одаряемой, обремененное правом залога. Не имея иной возможности возвратить долг, он передал ей право собственности на свою долю в названной квартире.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил суду, что для разрешения заявления о постановке на учет, истцу было предложено представить ряд документов, в том числе и договор дарения. Однако истец данное требование не исполнил, в связи с чем сделать вывод о нуждаемости в жилом помещении не представилось возможным и по этому основанию ему было отказано в постановке на учет.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 02.01.2011) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» одной из функций МЧС России является осуществление учета в системе МЧС России военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с пп. 11 п. 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 г. № 372, Главное управление МЧС России организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

Судом установлено, что истец проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России и в соответствии с приказом по личному составу ГУ МЧС России по Чувашской Республике от дата № уволен по ст. 58 п. «е» (по сокращению штата) Положения о службе в органах внутренних дел РФ и выслуга лет по состоянию на дата в календарном исчислении составила более ------

К моменту увольнения в списке очередников военнослужащих и сотрудников, нуждающихся в получении жилых помещений истец не состоял. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России Чувашской Республике № от дата, ему было отказано в постановке на учет. В качестве способа защиты нарушенного права истец избрал признание за ним права (п.1 ч.3 ст. 11 ЖК РФ) на жилищное обеспечение на основании норм специального закона. Выбор способа защиты нарушенного права, перечень которых не является исчерпывающим, принадлежит исключительно лицу, чье право нарушено.

Комплекс социальных гарантий в сфере жилищных прав военнослужащих закреплен в положениях ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К их числу законодатель, в частности, относит: предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии на период службы в данной местности (п. 4); обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов и представление документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений (п.14); безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п.6); предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п.12); обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).

По смыслу положений названной правовой нормы, реализация военнослужащими их жилищных прав, обусловлена наличием нуждаемости в жилом помещении, что является общим принципу жилищного законодательства. Поэтому принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудники противопожарной службы осуществляется на основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Наряду с основаниями нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, Жилищный кодекс РФ (ст. 53) устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в целях реализации права на бесплатное обеспечение жильем.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Из материалов дела следует, что до дата истец являлся участником общей долевой собственности на адрес адрес адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м., где ему принадлежала ------ доля в праве и не нуждался в жилом помещении, что им не оспаривалось в судебном заседании. Ухудшение жилищных условий истца произошло в результате совершенной истцом дата сделки.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая об отсутствии у нее умысла на ухудшение жилищных условий должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные истцом действия, вопреки его утверждениям, не могут быть признаны добросовестными.

Так, исходя из установленных в статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации общих начал жилищного законодательств, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Предусмотренный данной правовой нормой принцип свободы в установлении и реализации своих жилищных прав должен применяться с учетом принципа равенства (пункт 1 статьи 1 ЖК РФ) и принципов разумности и добросовестности (пункт 3 статьи 10 ГК РФ) участников регулируемых отношений.

Принцип добросовестности должен распространяться на действия (поведение) участников оборота как при установлении и приобретении прав и обязанностей, так и при их осуществлении и защите.

В спорной правовой ситуации ухудшение жилищных условий истца произошло в результате дарения доли в праве общей собственности на жилое помещение, что свидетельствует о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья и в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ служит препятствием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Суд критически относится к представленным в данном судебном заседании стороной истца письменным доказательствам о наличии у него перед одаряемой обязательств денежного характера.

Так, согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Из чего следует, что объяснения сторон являются самостоятельным видом доказательств наряду с письменными доказательствами.

Между тем, как следует из материалов дела, ранее истец в своих объяснениях о существовании письменных доказательств, подтверждающих наличие у него денежных обязательств перед ФИО5, суду не заявлял (л.д. 54-55).

Что касается договора залога указанной доли, то для данного вида сделок законом, под угрозой их ничтожности, закреплено правило об обязательной государственной регистрации (ст. 10 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). Такой договор считается заключенным с момента государственной регистрации. Представленный стороной истца договор названным требованиям не отвечает.

Таким образом, доказательств, подтверждающих неизбежность действий по отчуждению доли в жилом помещении, суду не представлено.

Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств.

Поскольку необходимость участия со стороны органов государственной власти в обеспечении истца другим жильем возникла только после совершения им умышленных действий по ухудшению жилищных условий, правовые основания для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы отсутствовали.

Согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

С учетом императивного положения закона о недопустимости злоупотребления правом возможность квалификации судом действий лица как злоупотребление правом не зависит от того, ссылалась ли другая сторона спора на злоупотребление правом противной стороной. Суд вправе по своей инициативе отказать в защите права злоупотребляющему лицу, что прямо следует и из содержания пункта 2 статьи 10 ГК РФ.

Установленные судом обстоятельства возникновения спорного правоотношения свидетельствуют о недобросовестном поведении истца (злоупотреблении правом). В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Данное обстоятельство суд рассматривает в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении данного иска.

Поскольку на момент разрешения данного спора имеют место обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении не имеется. В силу этого требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности включить в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата нельзя признать обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Тимрукова ФИО8 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (Главное управление МЧС России по Чувашской Республике) о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении в целях получения государственного жилищного сертификата и о возложении обязанности включить в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 20 мая 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева