оспаривание отказа в предоставлении денежной выплаты



Дело № 2-1740/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2011 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истицы Петрушкиной А.С. - Плетнева М.А., представителя Управления социальной защиты населения города Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары - Фоминой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушкиной ФИО8 к Управлению социальной защиты населения города Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, администрации Калининского района г. Чебоксары о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты незаконным и о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья,

установил:

Первоначально истица обратилась в суд с требованием о признании отказа Отдела социальной защиты населения Калининского районы г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары от дата г. № № в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» незаконным и о возложении на ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение. В процессе рассмотрения дела судом истица уточнила свой иск (л.д. 63) предъявив требование к Управлению социальной защиты населения города Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, администрации Калининского района г. Чебоксары о признании отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты незаконным и о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Заявленные требования истица мотивирует тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». Однако письмом Отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения г. Чебоксары от дата № ей было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Данный отказ, полагает истица, является незаконным. Решением Калининского районного суда г. Чебоксары от дата по гражданскому делу №, указывает истица, было постановлено: признать незаконным отказ администрации Калининского района г. Чебоксары от дата в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и на администрацию Калининского района г. Чебоксары возложена обязанность поставить ее в очередь нуждающихся в жилом помещении как вдову ветерана Великой Отечественной войны. Указанное решение, по мнению истицы, имеет для суда преюдициальное значение.

Истица также указывает, что исходя из положений Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимым условиям для получения меры социальной поддержки по получению жилья является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Наличие такого условия установлено названным решением Калининского районного суда г. Чебоксары.

Истица также полагает, что содержащаяся в оспариваемом ответе ссылка на то обстоятельство, что ее супруг ФИО5 проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с дата и не был признан инвалидом и на разъяснения по этому вопросу Министерства регионального развития Российской Федерации, данные в письме от дата №, является необоснованной, поскольку при осуществлении правового регулирования в своей сфере деятельности данное Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Более того, полагает истица, в оспариваемом решении при цитировании названного письма Минрегиона произошло изъятие текста, в результате чего сделан неправильный вывод о необходимости признания инвалидами лиц, перечисленных в ст. 17 Закона «О ветеранах» в целях получения субвенции на приобретение жилья. По смыслу названного письма, считает истица, такое обязательное условие для обеспечения жилья как инвалидность, необходимо только для лиц, перечисленных в ст. 19 ФЗ «О ветеранах». В письме ответчика от 16.12.2010г. содержится указание на ст. 19 ФЗ «О ветеранах». Категории ветеранов, указанные в статьях 17 и 19 ФЗ «О ветеранах», в разъяснении Минрегиона от 19.03.2010г перечислены одним предложением при помощи соединительного союза «и», что, по мнению истицы, не исключает его двоякое толкование.

Истица также указывает, что меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, она вправе получить не на основании норм ст. 17 ФЗ «О ветеранах» т.к. сама она военную службу в годы Великой Отечественной войны не проходила, а в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» - как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны. По условиям данной правовой нормы наличие инвалидности в качестве необходимого условия получения меры социальной поддержки из федерального бюджета для приобретения жилья не предусмотрено.

В судебном заседании истица не присутствовала, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия.

Представитель истицы в судебном заседании требования своего доверителя поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду.

Фомина Ю.П., представляющая интересы Управления социальной защиты населения города Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары, иск не признала по изложенным в письменном отзыве основаниям и вновь привела их суду.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, администрация Калининского района г. Чебоксары о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении.

Так, в ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан.

Из материалов дела усматривается, что истица состояла в зарегистрированном браке с ФИО5, который, согласно справке отдела Военного комиссариата Чувашской Республики по Комсомольскому и Яльчикскому районам от дата № проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с дата

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 части 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, в числе которых указаны и участники Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с дата по дата не менее № месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в этот период (подпункт «з»). Названные в данной правовой норме категории военнослужащих, действительно, имеют единый статус участника Великой Отечественной войны, однако предоставляемые им меры социальной поддержки, в том числе и в части жилищного обеспечения, различаются по объему.

Так, меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, к числу которых, согласно справке военного комиссариата Чувашской Республике был отнесен супруг истицы, установлены в ст. 17 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 №, от 29.06.2009 №, от 21.12.2009, № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ). Из содержания п.4 ч.1 названной правой нормы следует, что данная категория военнослужащих имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. В этом случае их жилищное обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного стоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Правомерность установленных законодателем различий в объеме предоставляемых мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны в зависимости от того, к какой категории военнослужащих они отнесены, неоднократно была предметом судебного разбирательства в Конституционном Суде РФ и Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года № 13-П, от 3 июня 2004 года №, определения от 27 июня 2005 года № 231-О, от 1 декабря 2005 года № 428-О). Установление законодателем различных мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, как указал Конституционный Суд, свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года № 40-О, от 20 ноября 2003 года № 435-О), и основано на объективных критериях.

Как следует из материалов дела, и признано в суде стороной истца, на момент смерти ФИО5 инвалидность не была установлена, что не позволяет отнести его к иной категории участников Великой Отечественной войны.

В повторный брак истица не вступила и управлением социальной защиты населения администрации Яльчикского района истице выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. По этому основанию истица претендует на получение мер социальной поддержки в виде федеральной субсидии на приобретение жилья.

Между тем, ссылка истицы на положения п.4 ч.1 ст. 3 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» как на основание для обеспечения ее жильем, основана на неверном толковании норм материального права, поскольку указанная норма подлежит применению лишь во взаимосвязи с другими нормами ФЗ "О ветеранах", устанавливающими льготы для соответствующей категории военнослужащих. В связи с чем объем мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст. 21 ч. 2 ФЗ "О ветеранах") не может превышать объем мер социальной поддержки, установленных для самих военнослужащих, размер которых, как уже было указано судом, законодатель определил исходя из их заслуг перед отечеством. В спорной правовой ситуации право истицы на получение мер социальной поддержки обусловлено объемом тем прав, которыми обладал бы ее супруг (ст. 17 Закона «О ветеранах»). В этой связи, несмотря на то, что истица подпадает под категорию лиц, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» право на льготное обеспечение жильем, предусмотренное в качестве одной из гарантий в общем комплексе мер социальной поддержки она не имеет.

Вопреки утверждениям стороны истца, вступившее в законную силу решение Калининского районного суда г. Чебоксары от дата о признании решения районной администрации об отказе в постановке на учет незаконным и о возложении обязанности поставить истицу на учет нуждающихся в жилом помещении не имеет решающего значения для разрешения данного спора, поскольку отношения по предоставлению очередникам жилого помещения является самостоятельной стадией в реализации права на бесплатное получение жилого помещения, поэтому при их возникновении правоприменителю предписано проверять в каждом конкретном случае наличие права на получение жилого помещения гражданином, очередность которого наступила.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Петрушкиной ФИО9 к Управлению социальной защиты населения города Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, администрации Калининского района г. Чебоксары о признании отказа отдела социальной защиты населения администрации Калининского района г. Чебоксары Управления социальной защиты населения города Чебоксары Чувашской Республики от дата года в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» незаконным и о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 23 мая 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Т.П. Ермолаева