оспаривание разрешения на строительство



Гр.дело № 2-675/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,

с участием заявителя Кузьминой М.А. и ее представителя Павловой О.А., действующей на основании доверенности от ------, представителя заинтересованного лица администрации г.Чебоксары Журиной О.А., действующей на основании доверенности от ------, представителя заинтересованных лиц Андреевой А.А., Табакова А.А., Табакова Ал.А. - Глебкиной Т.А., действующей на основании доверенностей от ------,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Кузьминой ------ о признании незаконным разрешения администрации г.Чебоксары на строительство,

у с т а н о в и л:

Кузьмина М.А. обратилась в суд с жалобой о признании незаконным разрешения администрации г.Чебоксары на строительство, указав в обоснование заявленных требований следующее.

дата администрация г.Чебоксары выдала Андрееву А.Ф., Табакову А.А., Табакову А.А., Андрееву А.Н., Андреевой А.А. разрешение на строительство и проведение реконструкции нежилого помещения № под размещение продовольственного магазина с устройством входных узлов и разгрузочной площадки (общая площадь ------ кв.м), расположенного по адресу: адрес

На основании названного разрешения была проведена реконструкция помещения №, а дата года начата реконструкция входа в электрощитовую дома адрес.

Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.

В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем три (по пунктам). Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.

Заявитель указывает, что согласно распоряжению администрации г.Чебоксары дата собственники помещения № до начала реконструкции должны были получить оспариваемое разрешение на строительство.

Согласно письму Министерства градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики от дата года проектная документация по реконструкции нежилого помещения на государственную экспертизу не предоставлялась.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Данная часть указанной статьи в числе прочих документов, которые требуются для получения разрешения на строительство, называет положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (пункт 4) и согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (пункт 6).

Заявитель указывает, что проведение реконструкции не было согласовано с ней, а также с организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом. Кроме того, проект не прошел государственную экспертизу.

Реконструкцией были затронуты крыльцо, лестницы, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, помещение электрощитовой, которые, как указывает заявитель, согласно статье 36 ЖК РФ относятся к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома. При этом в силу положений статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в общедолевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом.

По мнению заявителя, разрешение на строительство выдано с нарушением положений жилищного, градостроительного и гражданского законодательства, и нарушает ее права как собственника имущества.

Ссылаясь на изложенные в жалобе обстоятельства, заявитель Кузьмина М.А. просит признать незаконным разрешение на строительство ------ от дата года, выданное администрацией г.Чебоксары.

В судебном заседании заявитель Кузьмина М.А. и ее представитель Павлова О.А. жалобу с учетом внесенных уточнений поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в ней, вновь привели их суду и просили жалобу удовлетворить. ------

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г.Чебоксары Журина О.А. в удовлетворении жалобы просила отказать и суду пояснила, ------

Заинтересованные лица Андреева А.А., Андреев А.Ф., Табаков А.А., Табаков Ал.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ранее представленных заявлениях выразили согласие на рассмотрение дела в их отсутствие (------

Заинтересованные лица Андреева А.И., Андреев А.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна ------

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Андреевой А.А., Табакова А.А., Табакова Ал.А. - Глебкина Т.А. в удовлетворении жалобы просила отказать и суду пояснила, ------

Представитель заинтересованного лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что заявитель Кузьмина М.А. является собственником квартиры адрес Заинтересованным лицам Андреевой А.А., Андрееву А.Ф., Табакову А.А., Табакову Ал.А., Андреевой А.И. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение адрес

В соответствии с пунктом 2 распоряжения администрации г.Чебоксары от дата Андрееву А.Ф., Табакову А.А., Табакову Ал.А., Андрееву А.Н., Андреевой А.А. в течение двух лет разрешено проведение реконструкции нежилого помещения № под размещение продовольственного магазина с устройством входных узлов и разгрузочной площадки по адрес на земельном участке площадью ------ кв.м. При этом собственникам нежилого помещения предписано, что к проведению реконструкции они могут приступить после получения в отделе градостроительной деятельности Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары разрешения на проведение реконструкции (------

дата года администрацией г.Чебоксары Андрееву А.Ф., Табакову А.А., Табакову Ал.А., Андрееву А.Н., Андреевой А.А. выдано разрешение на реконструкцию нежилого помещения № под размещение продовольственного магазина с устройством входных узлов и разгрузочной площадки (------

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявитель Кузьмина М.А. в установленный законом срок обратилась в суд с настоящей жалобой, полагая, что разрешение на реконструкцию от дата года является незаконным и нарушает ее права, поскольку отсутствует ее согласие на проведение реконструкции нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Проверяя доводы заявителя, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются необходимые документы, в том числе, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Лицами, участвующими по делу, не оспаривается, что жилой дом адрес является домом переменной этажности и состоит из ------

В судебном заседании установлено, что собственники нежилого помещения № для получения разрешения на реконструкцию не представляли в администрацию г.Чебоксары положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

В статье 49 Градостроительного кодекса РФ изложен исчерпывающий перечень случаев, наличие которых позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации. Однако в рассматриваемой ситуации таких оснований не имеется, поскольку жилой дом является многоэтажным (более трех этажей), для реконструкции нежилого помещения требуется получение разрешения, проектная документация на проведение реконструкции нежилого помещения не является типовой.

Следовательно, для получения разрешения на реконструкцию собственники нежилого помещения № должны были представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Выше было указано, что подпунктом 6 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к заявлению на выдачу разрешений на строительство прилагается среди прочих документов согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Пунктом 2 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

К распоряжению имуществом также относятся действия по изменению объекта. Согласно пункту 3 статьи 36, пункту 2 статьи 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений.

Следовательно, реконструкция помещений в многоквартирном доме, принадлежащих собственникам квартир на праве общей долевой собственности, возможна только с согласия всех собственников.

В материалах дела имеется протокол внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома адрес от дата года, согласно которому только ------ % собственников всех помещений в доме выразили согласие на реконструкцию нежилого помещения под размещение продовольственного магазина (------ Однако заявителя Кузьминой М.А. в данном протоколе в списке жильцов, давших согласие на реконструкцию нежилого помещения, не значится.

Таким образом, администрация г.Чебоксары в отсутствие согласия кого-либо из собственников помещений не вправе была выдавать разрешение на реконструкцию объекта недвижимости.

Довод заинтересованных лиц о том, что протокол внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома адрес от дата года соответствует требованиям статьи 46 ЖК РФ, так как согласие на реконструкцию нежилого помещения выразило более чем две трети голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, суд во внимание не принимает как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Действительно, в соответствии со статьей 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Одним из вопросов, по которому решение принимается большинством не менее двух третей голосов, согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ является принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, только в случае принятия решения о реконструкции всего многоквартирного дома, а не отдельного объекта в составе такого дома, требуется согласие не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме. Между тем, по правилам подпункта 6 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на реконструкцию требуется представление согласия всех правообладателей объекта капитального строительства.

Оценив изложенные доказательства в их совокупности, учитывая вышеназванные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требование Кузьминой М.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным разрешение на строительство от дата №, выданное администрацией г.Чебоксары на реконструкцию нежилого помещения № под размещение продовольственного магазина с устройством входных узлов и разгрузочной площадки, расположенного по адресу: адрес

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 6 мая 2011 года.

Председательствующий судья И.В. Юркина