обеспечение бесплатным транспортрным средством



Гр.дело № 2-2030/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года                                                                                              г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Бусовой Л.Г.,

с участием истца Рогожина Н.П., представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перовой Н.Г., действующей на основании доверенности от дата

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогожина ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на предоставление бесплатного транспортного средства и возложении обязанности предоставить транспортное средство,

у с т а н о в и л:

Рогожин Н.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на предоставление бесплатного транспортного средства и возложении обязанности предоставить транспортное средство, указав в обоснование заявленных требований следующее.

В связи с наличием статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны, инвалида войны 2-ой группы истец дата года обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о постановке его на учет и принятии мер по обеспечению его как инвалида войны транспортным средством в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Письмом от дата года Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики отказало истцу в удовлетворении изложенной в заявлении просьбы, мотивируя тем, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льгота по обеспечению транспортным средством отменена с 1 января 2005 года.

По мнению истца, данный отказ ответчика является незаконным и необоснованным.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истец Рогожин Н.П. просит признать за ним право как инвалида войны на получение бесплатного транспортного средства и возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность предоставить ему транспортное средство.

В судебном заседании истец Рогожин Н.П. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, вновь привел их суду и просил требования удовлетворить в полном объеме. При этом суду дополнил, что ранее он не обращался в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по вопросу постановки на учет для получения бесплатного транспортного средства. Какого-либо документа о наличии медицинских показаний для обеспечения транспортным средством он также не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перова Н.Г. просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики Бусовой Л.Г., полагавшей, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор, судом установлено, что истец имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, на которого распространяются льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах», и является инвалидом II-ой группы.

Истец Рогожин Н.П., полагая, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» должен быть обеспечен транспортным средством, обратился по этому вопросу в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Однако ответчик своим письмом от 11 марта 2011 года отказал истцу в удовлетворении заявления о постановке его на учет и обеспечении его бесплатным транспортным средством.

Отказ ответчика в предоставлении бесплатного транспортного средства явился основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

Проверяя доводы истца, судом установлено следующее.

Статьей 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ранее действующей редакции было предусмотрено обеспечение транспортными средствами инвалидов из числа ветеранов в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип и срок использования которых устанавливался Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ признан утратившим силу, а пунктом 28 статьи 63 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ также признана утратившей статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанные положения о признании правовых норм утратившими силу вступили в силу с 1 января 2005 года.

Таким образом, в настоящее время действующее законодательство не предусматривает для инвалидов такой льготы как бесплатное получение в пользование транспортного средства.

Действительно, статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на время вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".

Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусматривается, что инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в установленном размере.

Из изложенного следует, что в настоящее время ранее действовавшие положения правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения инвалидов транспортными средствами, распространяются только на тех инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года при наличии соответствующих медицинских показаний. Следовательно, для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или выплаты единовременной денежной компенсации должна быть установлена обязательная совокупность двух условий: факт постановки инвалида на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года и наличие медицинских показаний для обеспечения транспортным средством.

Между тем, по делу установлено, что истец по состоянию на 1 января 2005 года не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения, и у него отсутствует документ о наличии медицинских показаний для обеспечения транспортным средством. В связи с этим у истца не возникло и право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации.

При таком положении для удовлетворения заявленных исковых требований правовых оснований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Рогожина ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на предоставление бесплатного транспортного средства и возложении обязанности предоставить транспортное средство отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 30 мая 2011 года.

Председательствующий судья                                                                           И.В. Юркина