отказ в присвоении звания `Ветеран труда`



Гр.дело № 2-1299/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года                                                                                              г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юркиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.В.,

с участием истца Голицына П.П. и его представителя Зинова Д.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от дата года, представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перовой Н.Г., действующей на основании доверенности от дата

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голицына ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л:

Голицын П.П. обратился в суд с иском (с учетом внесенных уточнений) к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении звания «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований следующее.

Истец обратился в отдел социальной защиты населения ------ района г.Чебоксары Управления социальной защиты населения г.Чебоксары Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда» на основании знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» федерального негосударственного ведомства - Центросоюза России.

Согласно ответу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 20 декабря 2010 года № 07/18-10346 истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». По мнению истца, отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является незаконным.

Действительно, как указывает истец, подпунктом «а» пункта 3 Порядка и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 года № 226 (далее - Порядок), определено, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» служат документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению № 1а к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Приложение № 1а к названному Порядку называется «Перечень ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда», при этом в пункте 5 названного Порядка указано, что основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие документов, указанных в пункте 3 названного Порядка. В связи с этим, как указывает истец, он не подпадает под перечень, определенный Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определены два взаимосвязанных условия для получения звания «Ветеран труда»: наличие ведомственного знака отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Данные условия у истца имеются.

Далее истец указывает, что в период работы он был награжден знаком отличия в труде федерального негосударственного ведомства - Центросоюз Российской Федерации, имеет необходимый стаж, ему назначена трудовая пенсия. Таким образом, Федеральным законом «О ветеранах» (статья 7, пункт 1, подпункт 2) он признан ветераном труда, в связи с чем имеет право на получение звание «Ветеран труда».

Кроме того, право истца на присвоение звания «Ветеран труда» подтверждено и Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2005 года № 62 «О присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики» и пунктом 1 названного Порядка.

Истец считает, что Кабинет Министров Чувашской Республики, приняв решение учитывать при присвоении звания ветеран труда исключительно только ведомственные знаки отличия в труде органов государственной власти, нарушил его законные права ветерана труда по закону на присвоение звания «Ветеран труда».

Так, право истца на присвоение звания «Ветеран труда» подтверждается положениями статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которая не разделяет работников государственных структур и организаций других форм собственности. Критерием присвоения звания «Ветеран труда» закон ставит заслуги в труде, отмеченные ведомственными наградами. Но Кабинет Министров Чувашской Республики существенным образом нарушает его права на присвоение звания «Ветеран труда».

Ограничительные условия, установленные Кабинетом Министров Чувашской Республики на получение звания «Ветеран труда», противоречат положениям статей 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед законом, а перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека гражданина.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» субъектам Российской Федерации предоставлено право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда».

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 1 апреля 2008 года № 479-О-П указал, что полномочие по установлению организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания "Ветеран труда" предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. То есть решение процедурных вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» кругу лиц, являющихся ветеранами труда, определенных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», куда входят и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде.

Кроме того, как указывает истец, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 28 марта 2007 года № 29-Г07-3 указал, что по смыслу названной федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимых для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, по мнению истца, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», которым граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права. В связи с чем у Кабинета Министров Чувашской Республики не имеется полномочий и оснований не учитывать при присвоении звания «Ветеран труда» ведомственного знака отличия в труде федерального негосударственного ведомства Центросоюза РФ.

Кроме того, как указывает истец, его право на присвоение звания «Ветеран труда» на основании знака «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» подтверждает и то, что до принятия Кабинетом Министров Чувашской Республики ограничительных условий знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» учитывался в Чувашской Республике для получения звания «Ветеран труда». Так, ранее звание «Ветеран труда» присваивалось согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 года № 1270.

Разъяснения для присвоения звания «Ветеран труда» были даны в письме Минтруда РФ от 7 октября 1998 года № 5635-КС, где ведомственный знак Центросоюза «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» был включен в перечень ведомственных знаков за отличие в труде. Данным письмом Центросоюз признавался ведомством, так как это центральное учреждение потребительской кооперации России согласно федеральному закону «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации» имеет по отношению к потребительским обществам контрольные и распорядительные функции, его решения имеют обязательный характер, то есть имеет все признаки, характеризующее ведомство как орган, ведающий определенной отраслью.

В связи с этим истец не согласен с выводом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о том, что Центросоюз не является ведомством, тем более, что федеральное законодательство не содержит как определения ведомственного знака отличия в труде, так и понятия «ведомство».

Истец указывает, что он награжден значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» в 2000 году, то есть до принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, и в настоящее время он лишен права на получение звания «Ветеран труда». Однако Кабинет Министров Чувашской Республики необоснованно поставил его в неравное, в невыгодное положение по сравнению с гражданами, вышедшими на пенсию ранее него и получившими звание «Ветеран труда» по такому же ведомственному знаку отличия в труде.

В настоящее время истец считает себя ветераном труда, и физических возможностей получить награды, указанные в подпункте «а» пункта 3 вышеназванного Порядка, у него не имеется. В прошлые годы он также не имел возможности получить награды Министерства торговли РСФСР, потому что это было ведомство работников государственной торговли, а ведомствами работников сельской торговли и потребкооперации являлись Центросоюз СССР и Центросоюз России. В настоящее время звание «Ветеран труда» присваивают по наградам Министерства торговли РСФСР, а по наградам Центросоюза - нет.

Между тем, как указывает истец, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно ссылался на то, что при правовом регулировании, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-11, от 3 июня 2004 года № 11-П, определение от 12 июля 2006 года № 350-О).

Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях разъяснил, что в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов для социальной поддержки ветеранов труда субъект Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерации финансовой помощи целевого характера (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 12-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 479-0-П).

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, истец Голицын П.П. просит:

1) признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в присвоении истцу звания «Ветеран труда»;

2) признать за истцом право на присвоение звания «Ветеран труда»;

3) обязать Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении истцу звания «Ветеран труда» ------

В судебном заседании истец Голицын П.П. и его представитель Зинов Д.В. заявленные исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привели их суду и просили требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перова Н.Г. в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела. При этом суду дополнила, что ------

Представитель ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор, судом установлено, что дата года по достижении 60-летнего возраста истцу назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Совета Чувашпотребсоюза от 20 ноября 2000 года № 19 истец был награжден значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России». Из материалов дела усматривается, что Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» утверждено постановлением Центросоюза Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 55.

Истец, полагая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о рассмотрении вопроса о присвоении ему указанного звания. Однако Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в своем письме от 20 декабря 2010 года отказало в удовлетворении заявления истца, ссылаясь на отсутствие оснований для присвоения звания «Ветеран труда».

Отказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в присвоении звания «Ветеран труда» явился основанием для обращения истца в суд.

Проверяя доводы истца, судом установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 года № 226 утверждены Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 названного Порядка звание "Ветеран труда" присваивается решением Кабинета Министров Чувашской Республики лицам, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республике, являющимся ветеранами труда в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно подпункту «а» пункта 3 названного Порядка для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" служат документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению № 1а к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Как следует из Перечня ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», являющегося приложением № 1а к названному Порядку, нагрудный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» Центросоюза России в указанный перечень не входит. Следовательно, названный нагрудный значок не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Ссылка стороны истца на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 октября 1998 года № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное письмо в установленном законом порядке не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, в связи с чем не является нормативным правовым актом.

Также не может быть принята во внимание и ссылка стороны истца на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2011 года, которым признаны недействующими со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения: подпункт «а» пункта 3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 года № 226 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда», в части слов «удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации» (в редакции Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 марта 2006 года № 54, от 20 декабря 2006 года № 317); приложение № 1а к Порядку и условиям присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005г. №226, в части выражения «органов государственной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации» в наименовании Перечня (в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2006 года № 317). Указанное решение Верховного Суда Чувашской Республики само по себе не имеет юридического значения для разрешения заявленного спора, так как принято по требованиям, отличным от требований, заявленных истцом по настоящему гражданскому делу.

Оценив изложенное в совокупности, учитывая вышеназванные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что для удовлетворения заявленных исковых требований правовых оснований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Голицына ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 30 мая 2011 года.

Председательствующий судья                                                                           И.В. Юркина