другие жилищные споры



         Дело № 2- 1035/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Платоновой Л.А., при секретаре судебного заседания Петровой С.М., с участием представителей истца Максимовой Е.К.- Пироговой О.З., Пирогова А.А., действующих на основании доверенности от 16 марта 2011 года, представителя ответчика- администрации Ленинского района г. Чебоксары Карягиной О.В., действующей на основании доверенности от 31.12.2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой ФИО10 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании отказа в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить с 14 февраля 2005 года в очередь нуждающихся в жилом помещении граждан- ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,

установил:

Максимова Е.К. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании отказа в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить ее с 14 февраля 2005 года в очередь нуждающихся в жилом помещении граждан- ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,

Исковые требования мотивированы тем, что 11 декабре 2009 года она, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» и также как лицо, стоящее в очереди граждан, имеющих право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Однако ответчик своим решением от 22 апреля 2010 года отказал ей в удовлетворении данного заявления, указав в данном решении, что нуждаемость в жилом помещении у нее не возникла, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы (14,5 кв. м.) на каждого члена семьи. Указанный отказ, полагает истица является незаконным и нарушает ее жилищные права, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения ниже установленной нормы. Она зарегистрирована и проживает у своей дочери в двухкомнатной квартире под адрес общей площадью квартиры ------ кв. м. В данной квартире она проживает с ноября 2003 года. В настоящее в данной квартире проживают ------, т.е. всего 7 человек. Считает необоснованным включение при подсчете суммированной площади жилья, жилой площади дома, расположенного по адресу: дом адрес, принадлежащего ее ФИО13 Л.И., т.к. данный дом не пригоден для проживания в зимнее время года. Также не пригоден для проживания дом адрес принадлежащий ее ФИО12 т.к. износ данного дома составляет около 90 %.

Иного жилья истица не имеет, участия в приватизации не принимала. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению истицы, свидетельствует о наличии у нее права для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановки в очередь нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с 14 февраля 2005 года на основании закона «О ветеранах».

Истица в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своих представителей.

Представители истицы в ходе судебного заседания исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Также суду пояснили, что в ходе судебного разбирательства, дочь истицы- ФИО14 имеющая в праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: адрес и зять истицы ФИО15 имеющий в праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: адрес 02.04.2010 года выписались из спорной квартиры. Из этого следует, что в настоящее время в спорной квартире проживает истица с ------, т.е. четыре человека, на общей площади жилья ------ кв.м. После изменения количественного состава проживающих в спорной квартире жильцов, истица, повторно с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилье к ответчику не обращалась, т.к. считает, что ее надо принять на учет с 14 февраля 2005 года.

Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что действительно Максимова Е.К. является вдовой участника Великой Отечественной войны имеет право на льготы установленные законом «О ветеранах». Однако, в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, решением районной жилищной комиссии от 22.04.2010 года на основании п.2. ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказано, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы (14,5 кв. метров) на каждого члена семьи. Кроме того, считает, что требования истицы на принятие ее на учет с момента принятии ее в очередь как «Реабилитированные граждане» с 14.02.2005 года не обоснованно, т.к. эти очереди разные, и требования для постановки на учет также разные и более того, с момента принятия истицы на учет с 14.02.2005 года, нуждаемость в жилье у истицы изменилась, т.е. прекратилась в связи с обеспеченностью жильем. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения представителей истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.

Таким образом, вдовы участников Великой Отечественной войны отнесены к специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, 11 декабря 2009 года истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у нее права на государственную поддержку на основании норм ФЗ «О ветеранах».

Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истице было отказано в принятии на учет по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих, что представленные документы, не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В данном споре выводы ответчика о том, что представленные истицей документы, не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.

Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О Ветеранах» предусмотрено, что

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.

Из содержания ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п.4 части1 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике», право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, и, таким образом, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость в жилье.     

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ в соответствии с которой, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

И в силу ч.2 ст.51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании вышеизложенных норм и признавая обжалуемое истицей решение Администрации Ленинского района г. Чебоксары законным суд приходит к выводу о том, что сделанные комиссией выводы об обеспеченности Максимовой Е.К. общей площадью жилого помещения более учетной нормы и об отсутствии у нее нуждаемости в жилом помещении судом принимаются обоснованными, поскольку при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

       Согласно оспариваемому решению от 22.04.2010 года отказ жилищной комиссии в принятии Максимовой Е.К. на учет мотивирован тем, что ею представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, ввиду обеспеченности жилой площадью свыше учетных норм (пукнт2 части 1 ст. 54 ЖК РФ). При этом на основе представленных истицей документов администрация по правилам ч.2 ст. 51 ЖК РФ исходила из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности истицы, дочери истицы и членов ее семьи.

Так из представленных истицей документов вместе с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении следует, что она зарегистрирована с составом семьи шесть человек в квартире адрес в качестве члена семьи нанимателя своей дочери ФИО16 Кроме того, ФИО17 на праве собственности принадлежит дом адрес А также, ФИО19 является собственником дома адрес Таким образом, суммарная площадь жилых помещений на всех членов семьи истицы зарегистрированных вместе с ней составляет ------кв. метра, что составляет ------ кв. метра на одного члена семьи. Доводы истицы, что принадлежащие дома ФИО20 и ФИО21 непригодны для проживания судом во внимание не принимаются, так как данные жилые дома в установленном законом порядке не признаны не пригодными для проживания. Также не состоятельны доводы истицы о том, что необходимо учесть в качестве членов семьи- жену (невестку) внука ФИО22 т.к. она во-первых не зарегистрирована в спорной квартире, а во-вторых в материалах дела не представлены доказательства об отсутствии у нее иного жилого помещения.      

Учетная норма площади жилого помещения, для принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по г. Чебоксары, установлена в 14,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Как было указано выше, ст. 51 ЖК РФ и ч.2 ст.3 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» определяют правило о том, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В связи с этими требованиями жилищного законодательства администрация Ленинского района г. Чебоксары обоснованно определила уровень обеспеченности жилой площадью истицы в размере ------ кв. метра, исходя из общей площади жилых помещений занимаемых ими квартиры по договору социального найма и принадлежащих им на праве собственности двух жилых домов, что составляет выше учетной нормы.

С учетом данных обстоятельств, у суда не имеется оснований для признания оспоренного Максимовой Е.К. решения об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в жилье незаконным, поскольку данное решение администрации Ленинского района г. Чебоксары основывала на представленных истицей в администрацию документах, а также самостоятельно истребованных ответчиком документов, и этот отказ соответствует обстоятельствам, которые подтверждаются материалами учетного дела и нормами жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение жилья.

Что касается требований истицы о возложении обязанности на ответчика поставить ее с 14 февраля 2005 года на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом «О ветеранах» и принятую на учет как реабилитированные граждане- жертв политических репрессий, со ссылкой на ст. 16 закона "О реабилитации жертв политических репрессий", то данное требование также не подлежит удовлетворению.

Так в силу ст. 16 Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2005) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 4.Закон ЧР от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" определяющей порядок принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с жилищным законодательством граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

В силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ право состоять на учете нуждающихся в жилье носит заявительный характер. В силу указанной нормы жилищного законодательства граждане принимаются на учет на основании их заявлений, к которому должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилье. Как следует из материалов дела истица принята на учет на получение жилой площади на основании закона "О реабилитации жертв политических репрессий", однако с момента ее принятия на учет изменились ее обеспеченность жильем, ввиду получения в дар 01.11.2007 года ее дочери Гавриловой Л.И. на праве собственности жилого дома №106 «а», по ул. Репина, г. Чебоксары общей площадью 151, 7. кв. метра.

Следовательно, требование истицы о возложении обязанности на ответчика поставить ее с 14 февраля 2005 года на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом «О ветеранах», также не подлежит удовлетворению. Кроме того, судом принимаются во внимание также доводы представителя ответчика о том, что граждане принимаются на учет на основании их заявлений, к которому должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилье и по каждому основанию составляется свой список очередников, и к каждому списку прикладываются необходимые документы, подтверждающие на право постановки на учет по данному списку, будь- то общая очередь, список на внеочередное получение жилья или на первоочередное получение жилья.            

При таких обстоятельствах утверждения истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении ее заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, не нашли своего подтверждения. В связи с чем, требование истицы о восстановлении нарушенного права путем признания ее нуждающейся в жилом помещении и возложения на ответчика обязанности поставить ее с 14 февраля 2005 года в очередь нуждающихся в жилом помещении подлежит оставлению без удовлетворения.

В силу ч.3 ст. 198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Максимовой ФИО23 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании отказа в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить с 14 февраля 2005 года в очередь нуждающихся в жилом помещении граждан- ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение составлено 26 апреля 2011 года.

Председательствующий судья      Л.А. Платонова