Гр.дело № 2-2324/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 мая 2011г. г.Чебоксары Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Платоновой Л.А.., при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В., с участием представителя заявителей Дудина Н.П., Дрепало Е.В.- Яковлева Е.А., представителя заинтересованного лица администрации г.Чебоксары Степанова С.А., представителей заинтересованного лица ТСЖ «Центр Плюс»- Мишина Г.Н., Яковлева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дудина ФИО10, Дрепало ФИО11, Степанова ФИО12 о признании недействующим постановления администрации г.Чебоксары от 20 декабря 2004 года № 212 в части установления норм расхода тепловой энергии, установил: Дудин Н.П., Дрепало Е.В., Степанов Н.П. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г.Чебоксары «Об утверждении норм расхода (потребления) жилищно-коммунальных услуг для населения города Чебоксары» от 20 декабря 2004 года № 212 в части установления норм расхода тепловой энергии. Заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением утверждены и введены в действие нормы расхода (потребления) отопления, которая составляет 0,016 Гкал на кв.м. площади жилья в месяц. Считают, что из данного постановления не ясно какую площадь жилья следует учитывать и применять при расчете за отопление по вышеуказанному нормативу, а именно: - из площади жилья как суммы площадей жилых помещений (жилой площади, отапливаемой площади помещений), определяемой как сумма площадей в соответствии со ст. 15 и 16 ЖК РФ, - или, из общей площади многоквартирного жилого дома, определяемой не только как сумма площадей помещений, квартир, но и площадей общего имущества здания в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Также указывают, что в п.3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» от 23 мая 2006 года за №306, с последующим разъяснением Минрегионразвития России установлено, что взимание отдельной платы за помещения общего пользования правилами не предусмотрено. В связи с этим заявители просят признать недействующим пункт 1.1 приложения №3 постановления администрации г.Чебоксары «Об утверждении норм расхода жилищно-коммунальных услуг для населения города Чебоксары» от 20 декабря 2004 года № 212 в части утверждения норматива на отопление 0,016 Гкал на 1 кв.м. площади жилья в отношении мест общего пользования, недействующим (недействительным), как противоречащий нормативно- правовым актам, имеющим большую юридическую силу и в связи с этим незаконно возлагающий обязанность на граждан по дополнительной (вторичной оплате) за отопление мест общего пользования многоквартирного жилого дома. В судебном заседании представитель заявителей Яковлев Е.А. заявление поддержал по изложенным основаниям. Суду также пояснил, что в связи с неопределенностью при учете площадей по жилому многоквартирному дому, жильцам дома приходится кроме жилой площади своей квартиры дополнительно оплачивать за места общего пользования многоквартирного дома, как то за коридоры, холлы и другие места. Заявитель Степанов П.Н. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель заинтересованного лица администрации г.Чебоксары Степанов С.А. в судебном заседании требование заявителей не признал и объяснил, что оспариваемое заявителями постановление принято в пределах полномочий администрации г.Чебоксары и не нарушает права и свободы заявителей. Также указал, неопределенности в изложении пункта 1.1 приложения №3 постановления администрации г.Чебоксары «Об утверждении норм расхода жилищно-коммунальных услуг для населения города Чебоксары» от 20 декабря 2004 года № 212 в части утверждения норматива расхода на отопление 0,016 Гкал на 1 кв.м. площади жилья не усматривается, т.к. к отапливаемой площади жилья включена вся полезная площадь жилья за исключением неотапливаемых помещений. Представители заинтересованного лица- ТСЖ «Центр Плюс» Мишин Г.Н. и Яковлев Е.А. суду пояснили, что в связи с неопределенностью оспариваемого пункта постановления им приходится дополнительно оплачивать за отопление мест общего пользования многоквартирного жилого дома. Заслушав объяснения представителя заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявления по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Постановлением администрации г.Чебоксары «Об утверждении норм расхода (потребления) жилищно-коммунальных услуг для населения города Чебоксары» от 20 декабря 2004 года № 212 утверждены и введены в действие с 1 января 2005 года нормы расхода тепловой энергии, отпускаемой населению города Чебоксары согласно приложению 3 (пункт 1.1 постановления теплоснабжение). Пунктом 1 приложения 3 к постановлению администрации г.Чебоксары от 20 декабря 2004 года № 212 по услугам по теплоснабжению, по отоплению жилых помещений, нормы расхода тепловой энергии на 1 кв. м. отапливаемой площади жилья в месяц установлены 0,016 Гкал. Заявителями оспорен данный пункт. Заявители проживают в г.Чебоксары, являются собственниками квартир в доме адрес и оплачивают коммунальные услуги по теплоснабжению - по потреблению тепловой энергии оказываемые ТСЖ «Центр Плюс», что следует из квитанций об оплате жилья и коммунальных услуг. В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Вопросы обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан определялись Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 (с последующими изменениями и дополнениями), действовавшим в период принятия оспариваемого заявителем нормативного акта и до введения с 1 марта 2005 года в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ. В соответствии с ч. 3 ст. 15 названого Закона (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 г. №52-ФЗ) оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанным Законом РФ органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, были наделены правом устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт, наем жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 7 ст. 15 Закона). Оспариваемое заявителями постановление является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке, что не оспаривается заявителем и представителем органа местного самоуправления. На день принятия оспариваемого постановления администрации г.Чебоксары предельные размеры нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению законодательством Российской Федерации не были установлены, поэтому определение норм расхода тепловой энергии на кв. метр отапливаемой площади жилья при отоплении жилых помещений в месяц органом местного самоуправления не противоречит какому-либо правовому акту. Статьей 29 Устава муниципального образования города Чебоксары -столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики «Об уставе города Чебоксары - столицы Чувашской Республики» от 29 августа 1996г., предусматривалось, что глава администрации города Чебоксары возглавляет деятельность по осуществлению самоуправления на территории города Чебоксары как по линии представительного органа самоуправления города Чебоксары - Чебоксарского городского Собрания депутатов, так и по линии исполнительного органа - администрации города Чебоксары. Глава самоуправления города Чебоксары по линии исполнительного органа самоуправления города Чебоксары - администрации города Чебоксары свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия. Глава самоуправления города Чебоксары непосредственно или через создаваемые структурные подразделения администрации города Чебоксары осуществляет все организационно-распорядительные функции по решению вопросов городского значения, кроме полномочий, входящих в исключительную компетенцию Чебоксарского городского Собрания депутатов в соответствии со статьей 22 Устава. Свои полномочия глава самоуправления города Чебоксары реализует изданием постановлений и распоряжений. Постановления принимаются по вопросам компетенции администрации города Чебоксары, а распоряжения - по вопросам внутриорганизационной деятельности администрации города Чебоксары. Статьей 22 Устава вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению не относились к исключительной компетенции Чебоксарского городского Собрания депутатов, поэтому администрация г.Чебоксары в лице ее главы могла утверждать нормы расхода холодной и горячей воды, отведения сточной воды от санитарно-технических приборов для населения города Чебоксары. Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 администрацией г.Чебоксары не устанавливались новые нормы расхода тепловой энергии. С учетом изложенного суд считает, что принятые Постановлением №212 от 20 декабря 2004 года нормы расхода тепловой энергии на 1 кв. м. отапливаемой площади жилья в месяц 0,016 Гкал, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителей. Постановление №212 администрацией г. Чебоксары принято до издания Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 и до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ. Следовательно, требование заявителей о признании недействующим пункт 1.1 приложения №3 постановления администрации г.Чебоксары «Об утверждении норм расхода жилищно-коммунальных услуг для населения города Чебоксары» от 20 декабря 2004 года № 212 в части утверждения норматива на отопление 0,016 Гкал на 1 кв.м. площади жилья, недействующим (недействительным) как противоречащий нормативно- правовым актам, имеющим большую юридическую силу не подлежит удовлетворению. Таким образом, суд отказывает заявителям в удовлетворении заявления. Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, решил: Дудину ФИО13, Дрепало ФИО14, Степанову ФИО15 отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.1 приложения 3 постановления администрации г.Чебоксары «Об утверждении норм расхода (потребления) жилищно-коммунальных услуг для населения города Чебоксары» от 20 декабря 2004 года № 212 в части утверждения норм расхода тепловой энергии 0.016 Гкал на 1 кв. метр отапливаемой площади жилья в месяц. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 30 мая 2011 года Председательствующий: судья Л.А. Платонова