о признании решения органа местного самоуправления об исключении из списка лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным



Дело № 2-1708 /2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Львова А.П., представителя истца - адвоката Алгашева Б.З., третьего лица на стороне истца - Львовой Т.Н., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Львова ФИО9 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об исключении из числа участников подпрограммы на получение федеральной субсидии на приобретение жилья незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке лиц на получение федеральной субсидии и включить в первую очередь на получение федеральной субсидии,

установил:

Первоначально истец обратился в суд с иском о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об исключении его из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» незаконным, о признании за ним права на дальнейшее участие в названной федеральной подпрограмме и о восстановлении в списке ее участников. В процессе рассмотрения дела судом истец дополнил свой иск требованием о включении его в первую очередь на получение социальной выплаты в 2011 году ------

Заявленные требования истец мотивирует тем, что с дата его семья состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Ленинского района г. Чебоксары. В дата году он обратился к ответчику с заявлением о включении его в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и был включен в список кандидатов на получение субсидии под номером «------». В рамках данной подпрограммы в соответствии с решением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ему был выдан на льготных условиях ипотечный кредит на приобретение жилья. К тому моменту его возраст и возраст его супруги не превышал 35 лет. На предоставленные им денежные средства дата они приобрели жилое помещение. Письмом от дата администрация Ленинского района г. Чебоксары, указывает истец, уведомила его о том, что в связи с достижением его супруги возраста ------ лет, их семья исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Указанное решение, по мнению истца, является незаконным, поскольку на момент включения его в число участников подпрограммы их с супругой возраст соответствовал установленным требованиям и, взяв кредит, они исполнили свои обязательства. Однако ответчик нарушил его права и не включил их семью в список участников подпрограммы на 2011 год. Учитывая, что их семья была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий до 01 марта 2005 года, то, полагает истец, он подлежит включению в список участников подпрограммы на 2011 год в первую очередь.

В судебном заседании истец и его представитель, третье лицо на стороне истца заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что достижение одним из супругов возраста 35 лет не может служить основанием для исключения из списка участников подпрограммы, поскольку на момент включения в названные списки их семья соответствовала всем установленным требованиям, приобрела себе жилье путем использования заемных средств, в связи с чем имеет право на получение федеральной субсидии на погашение займа.

Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала и пояснила суду, что администрация уведомила истца о том, что в связи с достижением его супруги возраста ------ лет, их семья в список участников подпрограммы на 2011 год не включена. Согласно сложившейся судебной практике, возможность при реализации указанной подпрограммы исходить из возраста 35 лет не на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов, а на день получения социальной выплаты, привело бы к снижению уровня социальной защиты молодых семей.

От Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Реализация программы государственной поддержки молодых семей в Российской Федерации рассчитана на несколько этапов, и в 2003 -2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638., основной целью которой являлось создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в стране.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» указанная подпрограмма с 1 января 2006 года признана утратившей силу, и на втором этапе, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», была принята новая подпрограмма обеспечения жильем молодых семей, которая не ставит свой целью улучшение демографической ситуации, а определяет иной механизм ее реализации, направленный, в первую очередь, на развитие ипотечного жилищного кредитования.

Устанавливая в названной подпрограмме меры социальной поддержки молодых семей в Российской Федерации, федеральный законодатель в названных актах определил и критерии, которым должна соответствовать молодая семья - участница подпрограммы. Учитывая, что федеральные средства, имея строго целевое назначение, расходуются для выплаты субсидий на компенсацию части затрат на приобретение жилья только той категории граждан, которая подпадает под все условия, необходимые для реализации указанной подпрограммы.

Так, в п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 предусматривалось, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На момент обращения с заявлением о включении в число участников подпрограммы семья истца отвечала установленным требованиям и согласно материалам дела была включена в число участников подпрограммы на 2009 года, а затем и на 2010 год. Исходя из строго ограниченного объема финансирования и наличия очередности при распределении выделенных на указанные цели средств, право истца в указанный период не было реализовано.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в рамках которой принята Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Данным постановлением были утверждены и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно п. 18 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление ее соответствия всем перечисленным в данном пункте требованиям.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к названным Правилам и Подпрограмме, устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником Подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется.

Из материалов дела следует, что к моменту принятия решения о невключении истца в число участников подпрограммы, его семья не соответствовала требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил - возраст супруги истца превысил установленный Постановлением Правительства РФ предел.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 27.05.2010 № 738-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черноштана Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными статьей 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило указанные Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда РФ от 21.12.2009 г. № ГКПИ09-1535 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285.

С учетом изложенного, права граждан по тем или иным основаниям не подпадающим под действие рассматриваемой подпрограммы, но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативно-правовыми актами. Применительно к данному спору истец уже воспользовался одним из способов улучшения своих жилищных условий, получив на льготных условиях целевой кредит на приобретение жилья в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2010 годы».

В этой связи, доводы истца о том, что его семья соответствует всем требованиям, необходимым для реализации права на улучшение жилищных условий молодых семей за счет средств федерального бюджета, выделяемых в 2011 году в форме субсидии на компенсацию части стоимости приобретенного жилья, и имеет право на получение этой субсидии в первую очередь, не могут быть признаны обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Львова ФИО10 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» незаконным, о признании права на дальнейшее участие в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы "Жилище", о восстановлении в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и о включении в первую очередь на получение социальной выплаты в 2011 году отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 13 июня 2011 года.