Гр.дело № 2-1550/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 мая 2011г. г.Чебоксары Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре судебного заседания Басыровой Г.Х., с участием истца Сергеева Р.Г., представителя ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике Окайкина В.В., представителя ответчика ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике Галикбаровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Роберта Григорьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике -Чувашии, к Государственному учреждению «5 отряд федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике» о взыскании компенсации за вещевое имущество, денежной компенсации за задержку выплаты компенсации за вещевое имущество, компенсации морального вреда, установил: Сергеев Р.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике -Чувашии о взыскании компенсации за вещевое имущество, денежной компенсации за задержку выплаты компенсации за вещевое имущество, компенсации морального вреда. Требования истцом мотивированы тем, что он проходил службу ------ Государственного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике» ГУ МЧС России по Чувашской Республике, уволен со службы дата приказом ГУ МЧС России по Чувашской Республике от дата №. При увольнении выплатили единовременное пособие при увольнении в размере ------ месячных окладов денежного содержания, премию за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с дата по дата, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с дата по дата, денежную компенсацию за 3 дня неиспользованного отпуска за 2010 год. При увольнении истцу не выплатили компенсацию за вещевое имущество согласно справке-расчету стоимости вещевого имущества. Он ежемесячно обращался в государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике», где ему говорили, что его денежная компенсация поступит в следующем месяце, что происходило каждый месяц. В октябре 2010г. он написал заявление на имя начальника Главного управления МЧС России по Чувашской Республике и получил отрицательный ответ, что является нарушением ст.236 Трудового кодекса РФ. Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, истец просил признать за ним право на получение компенсации за вещевое имущество, взыскать с ответчика компенсацию за вещевое имущество согласно справке-расчету в размере ------, компенсацию за несвоевременно произведенную выплату компенсации за вещевое имущество из расчета 8,7 процентов годовых, взыскать компенсацию морального вреда в размере ------. При производстве по делу истец привлек вторым ответчиком Государственное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике» (ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике) и просил взыскать с обоих ответчиков по ранее указанным обстоятельствам компенсацию за вещевое имущество согласно справке-расчету в размере ------, компенсацию за несвоевременно произведенную выплату компенсации за вещевое имущество за период с дата по день вынесения решения суда дата (день отложения разбирательства дела) в сумме ------, взыскать компенсацию морального вреда в размере ------. В судебном заседании истец Сергеев Р.Г. исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Представитель ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике Окайкин В.В., представитель ответчика ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике Галикбарова В.В. в судебном заседании не признали исковые требования истца, поддержали представленные отзывы на исковое заявление истца, согласно которым выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования является правом руководителя организации МЧС России, а не обязанностью. Выплата указанных сумм может производиться руководителем организации МЧС России при наличии лимитов бюджетных обязательств на эти цели. В противном случае при отсутствии лимитов выплаты за счет других статей расходов приведут к нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации. Из ответа ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике» от дата № следует, что лимиты бюджетных обязательств по данной статье расходов не доводились и образовалась задолженность. Истец уволен дата, справка-расчет стоимости вещевого имущества выдана ему дата, он обратился в суд с иском в дата., то есть по истечении годичного срока, а после получения ответа из ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике» от дата истец обратился в суд с иском по истечении 4 месяцев, что является нарушением ст.392 Трудового кодекса РФ. По заявлению ответчиков о пропуске срока обращения в суд истец указал, что ему никто ранее не отказывал в выплате компенсации за вещевое имущество, им не пропущен срок для обращения в суд. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст. 39 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» от 8 мая 2005 г. № 531, действовавшим до 10 марта 2010г. в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» от 11 марта 2010г. № 293, Правительству Российской Федерации поручено в 6-месячный срок утвердить в установленном порядке форму одежды сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» от 8 мая 2005 г. № 531 Постановлением Правительства Российской Федерации «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы» от 22 декабря 2006 г. № 789 утверждены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, согласно приложению №4. Нормы снабжения предусматривают наименование предметов (шапка, фуражка, пальто и другие), их количество и срок их ношения. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 789 Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставлено право утверждать порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно п.1 «Порядка обеспечения вещевым имуществом сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющих специальные звания внутренней службы», утвержденного приказом МЧС России от 22 октября 2007 г. № 553, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющие специальные звания внутренней службы, курсанты и слушатели образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются готовыми предметами вещевого имущества по нормам снабжения вещевым имуществом, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы». Постановлением Правительства Российской Федерации «О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» от 5 мая 2008 г. № 339 установлено, что вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1); выплата денежной компенсации производится в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, устанавливаемой Правительством Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2). Приказом МЧС России от 6 октября 2008 г. № 600 утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования. Согласно п.1 названного Порядка денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителя организации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий увольняемым сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющим специальные звания внутренней службы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам. В силу п.4 названного Порядка увольняемым сотрудникам ГПС МЧС России, за исключением лиц, указанных в пункте 3, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования, предусмотренное нормами снабжения. Истец Сергеев Р.Г. проходил службы ------ «ОФПС-5 по Чувашской Республике, уволен со службы дата. Приказом ГУ МЧС России по Чувашской Республике от дата №, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, выпиской из приказа от дата. №. дата истцу выдана справка-расчет стоимости вещевого имущества на выдачу Сергееву Р.Г., уволенному приказом № от дата (л.д.9, 17). В справке указаны наименование предметов, их количество, цена нового предмета, сумма к выдаче - ------. Письмом от дата № ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике сообщило истцу Сергееву Р.Г., что не имеет возможности выплатить денежную компенсацию за вещевое имущество из-за недостаточного финансирования по данной статье, так как по состоянию на дата образовалась кредиторская задолженность в сумме ------ рублей. Данная выплата будет произведена по мере поступления лимитов КБК 2027203014212 «Компенсация за вещевое имущество». Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца по следующим основаниям. Из приведенных нормативных правовых актов следует, что денежная компенсация выплачивается вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, которые не были выданы в период прохождения службы, то есть сотрудник носил имущество более установленного срока, претерпевая неудобства из-за использования изношенных предметов. При увольнении сотруднику должно выдаваться вещевое имущество либо его компенсация. В период службы истец не был обеспечен вещевым имуществом, поэтому вместо положенного ему имущества он вправе требовать выплаты компенсации. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является Главным распорядителем бюджетных средств по коду главы 177 согласно приложению 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 190н. ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике является юридическим лицом в форме государственного учреждения, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде, что указано в п.1.7 его устава, утвержденного Первым заместителем начальника ГУ МЧС России по Чувашской Республике по доверенности МЧС России от 24 октября 2008г. № 59-140. В силу п.1.8 устава ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике материальное и финансовое обеспечение ОФПС-5 осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также уставом за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от осуществления разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Таким образом, средства на выплату компенсации за вещевое имущество должны быть выплачены ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике за счет средств федерального бюджета, выделяемых на выплату денежной компенсацию за вещевое имущество. Заявление ответчиков о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ, является необоснованным, так как нарушение права истца на выплату денежной компенсации за вещевое имущество может состоять, когда ответчик, имея реальную возможность для выплаты указанной компенсации, не признает право истца на такую выплату, отказывает в такой выплате или не выплачивает по этому основанию. В рассматриваемом деле ответчик не отказывал истцу в выплате компенсации, заверял истца о ее выплате по мере поступления лимитов КБК 2027203014212 «Компенсация за вещевое имущество», что соответствует действительности исходя из объяснений сторон. Поэтому суд приходит к выводу, что истец не пропустил срок для обращения в суд ввиду длящегося нарушения его прав. Начало срока для обращения в суд может начаться со дня отказа в выплате из-за отсутствия у истца права, что не установлено. В связи с этим суд взыскивает с ответчика ГУ «ОФПС-5 по Чувашской Республике денежную компенсацию за вещевое имущество в размере ------, отказывает истцу в удовлетворении требования, предъявленного ко второму ответчику ГУ МЧС России по Чувашской Республике. Доводы ответчиком о том, что решение вопроса о выплате компенсации является правом, а не обязанностью руководителя организации МЧС России являются необоснованными, так как истец закончил прохождение службы, предъявлением требования о выплате компенсации он выразил ненужность в вещевом имуществе, которым он не был обеспечен в период прохождения службы, у ответчика имеется обязанность выплатить компенсацию за вещевое имущество. Согласно ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Ввиду невыплаты денежной компенсации подлежат начислению проценты согласно ст.236 Трудового кодекса РФ. По сведениям Центрального банка Российской Федерации ставка рефинансирования составляла с 28 декабря 2009 г. - 8,75 процентов, с 24 февраля 2010 г. - 8,5 процентов, с 29 марта 2001г. - 8,25 процентов, с 30 апреля 2010г. - 8 процентов, с 1 июня 2010г. - 7,75 процентов, с 28 февраля 2011 г. - 8 процентов. Проценты на сумму задолженности компенсации за вещевое имущество составляют: с дата по дата- ------, с дата по дата - ------, с дата по дата - ------, с дата по дата - ------, с дата по дата - ------, с дата по дата - ------, с дата по дата - ------. Общая сумма процентов составляет ------ По заявленным требованиям суд взыскивает в пользу истца ------ Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Ввиду продолжительной невыплаты указанной компенсации истцу причинен моральный вред, который подлежит возмещению ответчиком в денежной форме. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истицы, требования разумности и справедливости. Моральный вред вследствие нарушения трудовых прав истца причинен юридическим лицом, компенсация не выплачивается продолжительное время, до увольнения истец занимал должность начальника караула. Суд определяет компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, в размере ------ руб. Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, решил: Взыскать с Государственного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Чувашской Республике в пользу Сергеева Роберта Григорьевича денежную компенсацию за вещевое имущество в размере ------ за счет средств федерального бюджета, выделяемых на выплату денежной компенсацию за вещевое имущество; компенсацию за нарушение срока выплаты денежной компенсации за вещевое имущество за период с дата по дата в сумме ------, компенсацию морального вреда в размере ------ рублей. Сергееву Роберту Григорьевичу отказать в удовлетворении иска к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике -Чувашии о взыскании компенсации за вещевое имущество, денежной компенсации за задержку выплаты компенсации за вещевое имущество, компенсации морального вреда. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке путем подач кассационных жалоб в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Агеев О.В.