об обязании установки наружного освещения нерегулируемых пешеходных переходах



Гр. дело № 2-2109/11

                 РЕШЕНИЕ

                               именем Российской Федерации

7 июня 2011г.                        г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Жигановой Г.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Тимофеева А.В.,

представителя ответчика Майорова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к ФГУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» (ФГУ Упрдор «Волга») об обязании установки наружного освещения на нерегулируемых пешеходных переходах,

              УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику об обязании установки наружного освещения на нерегулируемых пешеходных переходах, ссылаясь на то, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары совместно с Управлением ГИБДД МВД по ЧР проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соблюдения требований к оборудованию нерегулируемых пешеходных переходов. В ходе проведенной проверки было выявлено, что на нерегулируемых пешеходных переходах около остановок общественного транспорта «Мясокомбинат» и «пос. Альгешево» на Восточном подъезде от автодороги М-7 «Волга» к г. Чебоксары (Канашское шоссе) отсутствует наружное освещение. В соответствии со ст. 21 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.

В соответствии со ст. 3 названного ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; автомобильная дорога -объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог -сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Распоряжением первого заместителя министра имущественных отношений ЧР № 163-р от 06.02.2001 данный участок автодороги М-7 «Волга» на праве оперативного управления закреплен за государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Российского дорожного агентства».

В соответствии со ст. 17 Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4.5.2.2 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст) вне населенных пунктов места наземных пешеходных переходов должны просматриваться с обеих сторон дороги на расстоянии не менее 150 м. В соответствии с п. 4.5.2.4 того ГОСТ пешеходные переходы должны быть оборудованы стационарным наружным освещением. В соответствии с п. п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Нормативы освещенности пешеходных переходов определены СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утв. Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 № 18-78.

дата и дата УГИБДД МВД ЧР ФГУ Упродор «Волга» были выданы предписания об установке освещения на нерегулируемых пешеходных переходах возле остановок общественного транспорта «пос. Альгешево» и «Мясокомбинат» соответственно, но данные предписания ФГУ Упродор «Волга» были фактически проигнорированы. За неисполнение данных предписаний постановлением и.о. мирового судьи СУ № адрес от дата ФИО2, начальник ФГУ Упродор «Волга» был привлечен к административной ответственности по ст. ------ КоАП РФ (постановление вступило в законную силу дата).

Неисполнение ФГУ Упродор «Волга» своих прямых обязанностей по обслуживанию автомобильной дороги М-7 «Волга», а именно ее участка около остановок общественного транспорта «Мясокомбинат» и «пос. Альгешево» на Восточном подъезде от автодороги М-7 «Волга» к г. Чебоксары (Канашское шоссе) существенно нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

Так, на Канашском шоссе г. Чебоксары в 2010 году произошло 7 дорожно - транспортных происшествий, в которых погиб 1 человек, 8 человек получили ранения различной степени тяжести, 4 наезда на пешеходов произошли в темное время суток. Всего в г. Чебоксары наезды на пешеходов составляют 58,9 % от общего количества ДТП. Указанное обусловлено также отсутствием достаточной видимости для участников дорожного движения, в том числе ввиду неосвещенности пешеходных переходов.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просят обязать Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства» установить наружное освещение на нерегулируемых пешеходных переходах около остановок общественного транспорта «Мясокомбинат» и «пос. Альгешево» на Восточном подъезде от автодороги М-7 «Волга» к г. Чебоксары (Канашское шоссе) в соответствии п. п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93.

     В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республике Тимофеев А.В. требование искового заявления поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду.

В судебном заседании представитель ответчика к ФГУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» (ФГУ Упрдор «Волга») Майоров А.И. иск не признал, представив письменный отзыв на иск. Из данного отзыва следует, что указанные в обоснование искового заявления положения ГОСТов (52766-2007, 50597-93, СНиП 23-05-95), носят не нормативный, обязательный для исполнения, характер, а рекомендательный, введены в действие Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г.) и согласно ст. 2 указанного закона устанавливаются в целях добровольногомногократного использования.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196 "О безопасности дорожного движения" указывает, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом настоящая статья не указывает, что осуществление указанных выше мероприятий является обязанностью, а лишь обозначает субъектов имеющих право осуществлять данную деятельность (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, являющиеся собственниками или иными владельцами автомобильных дорог).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно разделу IV приказа Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержаниюавтомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" (с изменениями и дополнениями), классификация работ по содержанию автомобильных дорог включает в себя: оплату за расход электроэнергии на освещение; подкраску мачт освещения; устранение повреждений освещения, поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения дорог; замену вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, трансформаторов и других элементов электроосвещения; техническое обслуживание трансформаторов, установку на искусственных сооружениях недостающего оборудования для функционирования, и не предусматривает установку самостоятельных элементов обустройства автомобильных дорог предназначенных для освещения автомобильных дорог.

Указанные выше мероприятия могут осуществляться Управлением лишь в отношении имущества закрепленного за ним на праве оперативного управления и являющегося федеральной собственностью.

Кроме того, основанием для отказа в удовлетворении требований искового заявления является факт наличия на нерегулируемых пешеходных переходах около остановок общественного транспорта "Мясокомбинат" и "Альгешево" на восточном подъезда от автодороги М-7 "Волга" к г. Чебоксары элементов обустройства автомобильных дорог предназначенных для освещения автомобильных дорог (светильники наружного освещения).

Указанные объекты, являются частью инженерных коммуникаций и собственностью третьих лиц.

Согласно ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, переустройство таких коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Указанные светильники наружного освещения не являются федеральной собственностью, не находиться в ведении Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике, не переданы Управлению на праве оперативного управления, и выполнение в отношении этих объектов каких-либо работ повлекло бы за собою совершения сотрудниками управления административного правонарушения предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ -самоуправство.

Указанные в исковом заявлении статистические данные за 2010 года о произошедших ДТП и пострадавших в них лицах, не могут являться доказательствами ненадлежащего исполнения своих обязанностей Управлением и наступили в результате противоправных действий участников дорожного движения. Решение мирового судьи СУ адрес от дата о привлечении к административной ответственности начальника Управления - ФИО2 в настоящее время обжалуется в Верховном суде Чувашской Республики и также не может служить доказательством ненадлежащего исполнения своих обязанностей Управлением и тем более не является основанием для установления на нерегулируемых пешеходных переходах около остановок общественного транспорта "Мясокомбинат" и "Альгешево" на восточном подъезда от автодороги М-7 "Волга" к г. Чебоксары элементов обустройства автомобильных дорог предназначенных для освещения автомобильных дорог, поскольку являются выражением субъективного мнения истца. Просят отказать в удовлетворении иска прокуратуры Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики об обязании установки наружного освещения на нерегулируемых пешеходных переходах.

Также представитель ответчика пояснил, что их Управлением предпринимались меры по постановке (передаче) на их баланс линии электропередач, находящуюся на балансе ОАО «адрес», но этого сделать не удалось.

Третье лицо- Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике, извещенное надлежащим образом о судебном заседании, своего представителя не направило.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Требование прокурора заявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как вопросы обеспечения безопасности дорожного движения непосредственно затрагивают интересы множества лиц. В связи с чем, иск прокурора подан в суд на законных основаниях.

Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.

Из распоряжения Министерства имущественных отношений Чувашской Республики от 06.02.2001 №163-р следует, что за ответчиком закреплен на праве оперативного управления государственное имущество, являющееся собственностью Российской Федерации, отраженное в балансе учреждения с валютой баланса ------ руб. по состоянию на 01.01.2000. Ответчиком не оспаривается нахождение на балансе учреждения на праве оперативного управления участка автодороги М-7 в районе остановок общественного транспорта «Мясокомбинат» и «пос. Альгешево».

В соответствии с п. 4.5.2.2 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст) вне населенных пунктов места наземных пешеходных переходов должны просматриваться с обеих сторон дороги на расстоянии не менее 150 м. В соответствии с п. 4.5.2.4 того ГОСТ пешеходные переходы должны быть оборудованы стационарным наружным освещением. В соответствии с п. п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от дата, составленного Инспектором 1 батальона полка ДПС ГИБДД МВД по ЧР ФИО5, в присутствии свидетелей ФИО6 и ФИО7, на участке дороги - Канашское шоссе, остановка «Альгешево» из 6-и светильников не один не горит.

Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от дата, составленного старшим инспектором полка ДПС ГИБДД МВД по ЧР ФИО8, в присутствии свидетелей ФИО6 и ФИО7, следует, что на участке дороги- Канашское шоссе остановка «Мясокомбинат» из 4-х светильников 3 светильника не работают.

Как видно из предписания зам. Начальника Управления ГИБДД МВД по ЧР ФИО9 от дата ФГУ Упродор «Волга» предлагалось в целях обеспечения безопасности дорожного движения на Восточном подъезде к г.Чебоксары в районе ООО «Мясокомбинат» на нерегулируемом пешеходном переходе устранить неисправность светильников наружного освещения, срок выполнения установлен до дата. Из предписания зам. Начальника ГИБДД МВД по ЧР от дата ФГУ Упродор «Волга» предлагалось в целях обеспечения безопасности дорожного движения на Восточном подъезде к г.Чебоксары в районе ООО «п. Альгешево», на нерегулируемом пешеходном переходе восстановить наружное освещение, срок выполнения установлен до дата

За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица осуществляющего государственный надзор, директор ФГУ Упрдор «Волга» ФИО2 постановлением и.о. мирового судьи СУ № адрес от дата был привлечен к административной ответственности по ------ КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме ------ руб. (постановление вступило в законную силу дата).

Как следует из представленных в суд актов о выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения по состоянию на дата следует, что на указанный день в районе остановки «адрес» из шести светильников ни один не горит, а районе «Ост. Мясокомбинат» из четырех светильников не горят три светильника.

Довод ответчика о том, что положения ГОСТов (52766-2007, 50597-93, СНиП 23-05-95), носят не нормативный, а рекомендательный характер, несостоятелен. Все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии со ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды.

Ссылки на ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также не может быть принято во внимание, так как данная статья обязывает владельцев инженерных коммуникаций получать согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги на переустройство таких коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги.

Факт того, что на указанных в иске остановках проходит линяя электропередачи, находящаяся в собственности ОАО «адрес», и невозможности согласования передачи указанных линий электропередач на баланс ответчика, не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению освещенности пешеходных переходов в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиП и технических регламентов.

При таких обстоятельствах требование прокурора об обязании Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства» установить наружное освещение на нерегулируемых пешеходных переходах около остановок общественного транспорта «Мясокомбинат» и «пос. Альгешево» на Восточном подъезде от автодороги М-7 «Волга» к г. Чебоксары (Канашское шоссе) в соответствии п. п. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Федеральное государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» установить наружное освещение на нерегулируемых пешеходных переходах около остановок общественного транспорта «Мясокомбинат» и «пос. Альгешево» на Восточном подъезде от автодороги М-7 «Волга» к г. Чебоксары (Канашское шоссе) в соответствии с п.п.4.6.3 ГОСТ Р 50597-93.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Судья                                В.В.Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 14.06.2011г