Гр.дело №2-2069/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 6 июня 2011г. г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В., при секретаре Жигановой Г.А, с участием помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Тимофеева А.В., представителя ответчика администрации г. Чебоксары Журиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики по разработке и утверждению в установленном законом порядке проекта и схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском к ответчику в порядке ст.45 ГПК РФ с вышеуказанными требованиями. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, эксплуатации республиканских, муниципальных автомобильных дорог, объектов жилищного фонда, зданий, сооружений в зимний период. Установлено, что сотрудниками ГИБДД МВД по Чувашской Республике в марте 2010г. проводились проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе в части эксплуатации муниципальных автомобильных дорог. В ходе проверки были выявлены недостатки в деятельности администрации г. Чебоксары в части отсутствия разработанных проекта, а также схемы организации дорожного движения на автомобильные дороги города Чебоксары, включающие нанесение горизонтальной разметки и установку соответствующих дорожных знаков на улично-дорожной сети. По результатам выявленных нарушений Управлением ГИБДД МВД по ЧР в адрес администрации Чебоксары выдано предписание. Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией г. Чебоксары проект и схема организации дорожного движения на территории города до настоящего времени не разработаны и не утверждены в установленном порядке. В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон) мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. В силу п. 15 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения. Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства балансодержателем дорог общего пользования администрацией г. Чебоксары до настоящего времени проект и схема организации дорожного движения в установленном порядке не разработаны и не утверждены. Данное обстоятельство в дальнейшем может привести к угрозе безопасности дорожного движения и способствовать к увеличению дорожно-транспортных происшествий. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Неисполнение администрацией г. Чебоксары обязанностей по разработке проекта и схемы организации дорожного движения города нарушает права и интересы неопределённого круга лиц (граждан - участников дорожного движения) в части обеспечения безопасности дорожного движения, что является основанием для предъявления искового заявления прокурором. На основании изложенного, просят обязать администрацию г. Чебоксары в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить в установленном порядке проект и схему организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Тимофеев А.В. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и вновь привел их суду. Представитель администрации г. Чебоксары Журина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что администрацией города проводится определенная работа по организации дорожного движения в городе в целях повышения безопасности дорожного движения. Во исполнение принятой Чебоксарским городским собранием депутатов Программы «Повышение безопасности дорожного движения в г. Чебоксары на 2009-2011 годы», утвержденной решением ЧГСД от 26.06.08 № 1058, проводились мероприятия, включенные в Программу, в частности разработка схем нанесения дорожной разметки и дислокации дорожных знаков. Однако в связи с тем, что разработка проекта и схемы организации дорожного движения по всем улицам города требует значительных денежных затрат, а такие средства в бюджете города на 2011г. не предусмотрены, то исполнение требований, указанных в иске прокурора, тем более в указанный в иске срок, не представляется возможным. Администрация города Чебоксары понимает важность и необходимость проведения работ по разработке схем нанесения разметки на городских дорогах. По поручению администрации МУП «Управление ЖКХ и благоустройства» в 2008 году провело конкурс на право проведения паспортизации городских улиц. Конкурс выиграла специализированная организация: ------ Пермь. В том же году, этой организацией выполнены паспорта трех центральных улиц г: Чебоксары: пр. Ленина, ул. К. Маркса и пр. Московский. Приложением к ним разработаны схемы нанесения разметки и расстановки дорожных знаков. Эти схемы направлены на согласование в УГИБДД МВД по ЧР. МУ «Управление ЖКХ и благоустройства» до сих пор не получило конструктивных предложений, поэтому схемы не согласованы. Выполнить все требования УГИБДД МВД по ЧР по установке дорожных знаков и утвердить схемы разметки, единовременно выделив значительные средства из бюджета, в течение одного года не представляется возможным, но работа в этом направлении идет планомерно. Третье лицо УГИБДД МВД по Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд отзыв не представило, представителя не направило. Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Организация безопасного дорожного движения затрагивает интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор вправе был обратиться с данным иском в суд. В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. В соответствии с ч.1 ст.22 вышеуказанного Закона, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования"; ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры") и в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 N 13/6-3853, Росавтодором от 07.08.2006 N 01-29/5313, направлен на места «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах». В соответствии с п.1.1., 1.2., 1.4. Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) разрабатывается на основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. и устанавливает перечень показателей, содержащихся в ПОДД, на автомобильных дорогах общего пользования. Заказчиком ПОДД являются для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. В соответствии с п.2.2 Порядка, задачи, подлежащие решению при разработке ПОДД, определяются заданием на проектирование и результатами анализа существующей дорожно-транспортной ситуации на участке проектирования. Техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком. В соответствии с п.3.2. Порядка, проект организации дорожного движения должен содержать: - титульный лист; - введение; - схемы расстановки технических средств организации дорожного движения; - эскизы знаков индивидуального проектирования; - схемы расстановки оборудования на светофорных объектах; - ведомость размещения средств организации дорожного движения; - ведомость устройства электроосвещения, автобусных остановок, пешеходных дорожек и пешеходных переходов в разных уровнях. В соответствии 4.2. Порядка, схема расстановки технических средств организации дорожного движения (приложение 1 - не приводится) должна включать в себя: - контуры плана (в бровках) автомобильной дороги; - график продольных уклонов; - график кривых в плане; - линии дорожной разметки; - дорожные знаки; - дорожные ограждения; - пешеходные ограждения; - направляющие устройства; - дорожные светофоры; - пешеходные переходы в разных уровнях; - освещение; - автобусные остановки; - пешеходные дорожки; - железнодорожные переезды; - искусственные сооружения; - проектируемые и существующие здания и сооружения дорожного автотранспортного назначения (без координационных осей). Как следует из выписки из Единого реестра муниципальной собственности г. Чебоксары от дата №, представленного Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом, автомобильные дороги на территории г. Чебоксары, находятся в муниципальной собственности и учтены в МУ «Управление ЖКХ и благоустройства». Таким образом, обязанность по разработке и утверждению проекта и схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары возложена на ответчика и по существу не оспаривается им. Также не оспаривается и факт того, что вышеуказанные проект и схема организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары не разработаны в полном объеме. При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности по разработке проекта и схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары, подлежат удовлетворению. Возражения ответчика по поводу недостаточности финансирования, не могут быть приняты во внимание, так как указанное обстоятельство не может служить основанием для освобождения возложенной на ответчика обязанности. В части же требования о возложении на администрацию города обязанности по утверждению вышеуказанных плана и схемы, суд полагает в данной части требования не подлежащими удовлетворению, так как суду не представлено доказательств того, что администрация города уклоняется от такой обязанности. В части требования прокурора о сроке разработки проекта и схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары (в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу), суд полагает данное требование нереальным. Законодательством не предусмотрены определенные сроки для организации вышеуказанных мероприятий. Как следует из Целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в городе Чебоксары на 2009-2011 годы», часть мероприятий, подлежащих включению в проект и схему организации дорожного движения (в частности разработка схемы нанесения дорожной разметки и схемы дислокации дорожных знаков), уже включены в указанную целевую программу. С учетом вышеуказанного обстоятельства, а также объема и срока проведения работ по разработке проекта и схемы организации дорожного движения, суд полагает разумным срок до конца 2011 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать администрацию г. Чебоксары разработать проект и схему организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары в срок до дата. В удовлетворении требования о возложении обязанности по утверждению проекта организации дорожного движения на территории муниципального образования г. Чебоксары отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики. Судья В.В. Евстафьев Мотивированное решение изготовлено 14.06.2011