о признании решения органа местного самоуправления об исключении из списка лиц,нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным



Дело № 2- 2263/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Мочалова М.Ю., представителя истца - Мочаловой Р.А., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мочалова ФИО7 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об исключении из списка очередников незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что на основании постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата он был исключен из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше установленной в г. Чебоксары учетной нормы. Данное решение, полагает истец, является незаконным и нарушает его жилищные права. В обоснование своих доводов истец ссылается на то, что он состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г. Чебоксары с дата и на основании положений п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохранил названное право. Истец также указывает, что, являясь кандидатом технических наук, он имеет право на дополнительную жилую площадь на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20 августа 1933 года «О жилищных правах научных работников».

В судебном заседании истец и ее представитель данный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, и вновь привели их суду.

Виноградова Е.Е., представляющая интересы ответчика, иск не признала и просила в иске отказать по мотивам утраты истцом оснований нуждаемости в жилом помещении.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституционное право граждан на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно материалам учетного дела, истец состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Ленинского района г. Чебоксары с дата. Выводы ответчика о том, что истец подлежит снятию по правилам пункта 2 статьи 56 ЖК РФ основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане подлежат снятию с учета на получение жилья.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Однако применительно к спорной правовой ситуации действуют правила, установленные п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которым, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из смысла и содержания приведенной правовой нормы следует, что условием для снятия граждан, поставленных в очередь на получение жилого помещения до 1 марта 2005 г., с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по ранее действующим правилам.

Таким образом, часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

До введения в действие новых правил, содержащихся в Положении о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары», утв. Постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 г. № 228, в Чувашской Республике действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. №142. В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 названных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире, если они являются лицами разного пола, независимо от размера занимаемой площади, кроме супругов и детей, не достигших возраста девяти лет. По этому основанию истец имел право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении, и на момент введения в действие новых правил не утратил названное право. С учетом изложенного, правила ч. 2 ст. 52 ЖК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилого помещения по договору социального найма и не допускало возможность снятия истца с очереди, то утрата права состоять в очереди на улучшение жилищных условий после введения нового правового регулирования, вопреки утверждениям ответчика, не может свидетельствовать об утрате ранее возникшего права. В этой связи доводы ответчика о том, что у истца отпали основания нуждаемости, поскольку обеспеченность заявителя площадью жилого помещения выше установленной учетной нормы, правового значения для разрешения данного спора не имеют.

Отношения по предоставлению очередникам жилого помещения является самостоятельной стадией в реализации права на получение жилого помещения по договорам социального найма. Поэтому при их возникновении правоприменитель руководствуется иными нормами жилищного законодательства, проверяя в каждом конкретном случае наличие права на получение жилого помещения гражданином, очередность которого наступила.

Согласно п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом и другими федеральными законами.

Ввиду того, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при проверке учетного дела истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Поскольку из списка очередников истец был исключен с дата, то восстановление его в списке очередников должно быть произведено по состоянию на указанную дату.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об исключении Мочалова ФИО8 из списка лиц нуждающихся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары восстановить Мочалова ФИО9 в списке лиц нуждающихся в жилом помещении по состоянию на дата года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 13 июня 2011 года