Копия Дело № 2-2599/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истицы Андреевой З.М. - адвоката Рыбаковой Н.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой ФИО13 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решений администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным, и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента первого обращения, установил: Обратившись в суд с названным иском, истица указала в нем, что она является ветераном Великой Отечественной войны, а также вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». В дата года она обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении. Однако в ответ на свое заявление получила письмо, в котором было указано, что решением жилищной комиссии от дата ей было отказано в удовлетворении данной просьбы по мотивам обеспеченности общей площадью жилого помещения выше установленной в г. Чебоксары нормы. После этого, указывает истица, в их квартире были зарегистрированы: муж ее внучки - ФИО4 и их дочь - ФИО5, которые проживали в данной квартире и до регистрации. дата она вновь обратилась к ответчику с аналогичной просьбой, однако ей было отказано в постановке на учет по мотивам намеренного ухудшения жилищных условий. Оба решения, полагает истица, являются незаконными. Она проживает в квартире, общей площадью ------ кв. м., принадлежащей на праве собственности ее дочери - ФИО7 Вместе с ними в указанной квартире проживают ее внуки, правнучка и муж внучки. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого из проживающих в данной квартире лиц составляет ------ кв. м., что ниже учетной нормы, установленной в г. Чебоксары. По утверждениям истицы, она никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала и не могла воспрепятствовать собственнику в регистрации иных лиц. В судебном заседании Андреева З.М. не присутствовала, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия. Адвокат Рыбакова Н.В., представляющая интересы истицы на основании ордера, в судебном заседании требования своего доверителя поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что истица проживает в адрес на правах члена семьи. Собственником данной квартиры является дочь истицы - ФИО7, поэтому повлиять на решение собственника о вселении в указанное жилое помещение иных лиц, истица не могла, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях умысла на ухудшение жилищных условий. Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного заявления отказать, пояснив суду, что истица дважды обращалась с просьбой о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении: в дата года и в дата года. При первом обращении истице было отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения выше установленной нормы. После чего в квартире по месту жительства истицы были зарегистрированы еще два человека: ее правнучка - ФИО5 и муж внучки - ФИО4 Помимо этого из представленных документов следовало, что в октябре дата года истица совершила в пользу своей дочери договор дарения адрес. С момента совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий истицы, не истек установленный ст. 53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении второго заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации. Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением ее к специально указанной в федеральном законе категории граждан. В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса). Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Согласно материалам дела, истица обращалась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» дважды. Из содержания иска и обжалуемых решений следует, что оба раза ей было отказано в принятии на учет. В первом случае по мотивам отсутствия нуждаемости в жилом помещении, а во втором - по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий. Сделанные ответчиком выводы суд считает правомерными и решения об отказе в постановке на учет законными. Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах», и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено. Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Истица является членом семьи собственника жилого помещения о чем указано в иске и признано представителем истицы в данном судебном заседании. Следовательно, основанием для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении будет служить обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения, собственниками которого являлись члены его семьи, менее учетной нормы. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека. Из материалов дела следует, что истица проживает в адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м. До дата она являлась собственником указанного жилого помещения. Совершив сделку по безвозмездному отчуждению данной квартиры в пользу своей дочери - ФИО7, истица осталась проживать в ней на правах члена семьи собственника. До дата в указанном жилом помещении значились проживающими четыре человека: истица, ее дочь - ФИО7, ее внук - ФИО9 и внучка ФИО10 В собственности ФИО9 имеется адрес адрес площадью жилого помещения ------ кв. м. Часть 2 ст. 51 ЖК РФ предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Суммарная площадь жилого помещения в названных квартирах составила ------ кв. м. и истица на момент первого обращения не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена ее семьи превышала размер установленной по г. Чебоксары учетной нормы. Ухудшение жилищных условий истицы произошло в связи с регистрацией в данном жилом помещении ФИО4, после чего истица вновь обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов, рассматривается законодателем в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий (подпункт «в»). Однако ФИО4 не отнесен к числу лиц, составляющих данное исключение. Более того, он законом к числу членов семьи собственника (ст. 30 ЖК РФ) не отнесен и таковым не был признан, поэтому утверждение стороны истца о том, что при определении уровня обеспеченности жилым помещением должны учитываться его интересы, нельзя признать состоятельными. По правилам ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника имеют равные с ним права по пользованию и владению жилым помещением, и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения (ч.3 ст. 292 ГК РФ). Являясь членом семьи собственника жилого помещения, истица не была лишена возможности выразить свое волеизъявлению по вопросу вселения в занимаемое ею жилое помещение мужа своей внучки. В связи с чем, доводы об отсутствии у истицы возможности препятствовать его вселению, суд считает необоснованными. Более того, как уже было указано судом, до дата являлась собственником занимаемого ею жилого помещения. Отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, действующим законодательством также признается умышленным ухудшением жилищных условий (подпункт «д» пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63). Учитывая, что указанные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья. Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств опровергает доводы стороны истца об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий. С учетом приведенных обстоятельств, утверждение истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении ее заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав и свидетельствует о незаконности оспариваемых решений, нельзя признать обоснованным. Поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет и на момент разрешения данного спора имеются обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении, суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Андреевой ФИО14 о признании решений администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года и от дата дата года об отказе в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконными и о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении с дата года, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 21 июня 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева