Дело № 2- 2355/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца Сергеева А.В. - Проказовой Т.Н., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева ФИО7 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку незаконным, установил: Сергеев А.В. обратился в суд с иском о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку незаконным, указав в нем, что он проживает в г. Чебоксары с дата года и жилого помещения на праве собственности или на условиях социального найма не имеет. Жилое помещение в адрес предоставлено ему в пользование на условиях коммерческого найма, в связи с чем, полагает истец, оснований для признания его членом семьи собственника названного жилого помещения у ответчика не имелось. В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы Проказовой Т.Н. Представитель истца в судебном заседании требование своего доверителя поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у истца права пользования жилым помещением в адрес на правах члена семьи собственника, подтверждены договором найма от дата. Другого жилого помещения в пользовании на условиях социального найма или на праве собственности истец не имеет. Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что истцу было отказано в постановке на учет по правилам п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. представленные им документы свидетельствовали об обеспеченности общей площадью жилого помещения по месту регистрации выше установленной нормы. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах. С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесение к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан и наличием нуждаемости в жилом помещении. Так, в ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ закреплено положение о том, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса). Применительно к спорной правовой ситуации речь идет об улучшении жилищных условий путем получения государственной поддержки в улучшении жилищных условий в соответствии с республиканской программой поддержки отдельных категорий граждан. Как следует из материалов дела, 05 апреля 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в с соответствии Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2. Так, Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 г. № 2 (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР№ 311 от 23.09.2009 г.) "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений и городских округов ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с законодательством Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2000 г. № 1 "Об утверждении Порядка выделения кредитов под ипотеку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики" и от 15 октября 2002 г. № 274 "О республиканской программе "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2015 годы". Для улучшения жилищных условий лиц, имеющих права на названную государственную поддержку, решение о признании гражданина малоимущим не требуется. Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ - представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Применительно к данному спору, сделанные ответчиком выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об обеспеченности истца жилым помещением выше установленной по г. Чебоксары учетной нормы, суд считает неправомерными, а решение об отказе в постановке на учет незаконным. Так, согласно ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст.52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях закреплены и в ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений». Как следует из материалов учетного дела, представленные истцом документы свидетельствуют о том, что он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений, а также членом семьи собственника жилого помещения. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Сторона ответчика, утверждая о наличии у истца права пользовании жилым помещением в квартире в адрес на правах члена семьи собственника, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Так, круг членов семьи собственника определяется по правилам части 1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Истец законом к числу членов семьи собственника не отнесен и таковым не был признан. Напротив, из материалов дела следует, что жилое помещение в квартире в адрес предоставлено истцу на условиях коммерческого найма, что подтверждено письменным договором, заключенным между истцом и собственником данной квартиры еще до обращения истца к ответчику с просьбой о постановке на учет. В связи с чем оснований для выводов о том, что обеспеченность истца общей площадью жилого помещения выше учетной нормы не имелось. Вопреки утверждениям ответчика, отношения по предоставлению очередникам жилого помещения является самостоятельной стадией в реализации права на получение жилого помещения по договорам социального найма. Поэтому при их возникновении правоприменитель руководствуется иными нормами жилищного законодательства, проверяя в каждом конкретном случае наличие права уже на получение жилого помещения гражданином, очередность которого наступила. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: Признать решение администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата об отказе в постановке Сергеева ФИО8 на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку незаконным. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева Мотивированное решение составлено 10 июня 2011 года.