Дело № 2-2139/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Купинского К.А., представителя администрации г. Чебоксары - Журиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купинского ФИО9 к администрации Ленинского района г. Чебоксары, администрации города Чебоксары о признании постановления о предоставлении жилого помещения незаконным и о возложении обязанности предоставить жилое помещение отвечающее установленным требованиям во внеочередном порядке, установил: Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он является сиротой и с дата по этому основанию состоял в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г. Чебоксары. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ему и его сестре - ФИО1 по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м. Названный дом был включен в республиканскую целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2008-2011годы, утв. Постановлением КМ ЧР от 28 января 2008 года № 15. Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата № взамен названной жилой площади ему была предоставлена жилая площадь в бывшем общежитии - комната № в адрес, общей площадью ------ кв. м. с исключением из списка очередников. По утверждениям истца, указанное жилое помещение не соответствует установленным законом требованиям о благоустройстве, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками обязанностей, возложенных на них законом. В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, указав также, что предоставленное ему жилое помещение нельзя признать соответствующим установленным требованиям, поскольку дом находится в плохом техническом и санитарном состоянии, общие душевые фактически отсутствуют ввиду проведенного жильцами переустройства своих комнат. Он имеет право на получение отдельной квартиры, а ему была предоставлена лишь комната в бывшем общежитии. Журина О.А., представляющая интересы администрации г. Чебоксары, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что, действительно, ранее адрес эксплуатировался в качестве семейного общежития, а затем был переведен в разряд жилых домов. Предоставленное истцу жилое помещение, является пригодным для проживания и по площади жилого помещения отвечает установленным на момент его предоставления требованиям. Иной возможности исполнить требование закона, кроме как предоставить истцу комнату, у них не имелось и не имеется. В связи с тем, что истец пропустил установленный нормами ГПК РФ трехмесячный срок для обжалования актов органов местного самоуправления, в удовлетворении данного требования истцу следует отказать. Администрация Ленинского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Согласно п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с подпунктом 2 пункта названной правовой нормы основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Учитывая характер правоотношений, из которых вытекает заявленное требование, и избранный способ защиты нарушенного права, положения ч. 1 статьи 256 ГПК РФ о несоблюдении истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права, о применении которых заявил представитель ответчика, на спорные правоотношения не распространяются. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности, устанавливается в три года. Общие правила о начале течения срока исковой давности закреплены в ч. 1 ст. 200 ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. Требование о признании оспариваемого постановления незаконным, заявлено истцом в пределах общего срока исковой давности. Основные принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 315-ФЗ) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди. По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях. Из представленных суду материалов следует, что истец в возрасте ------ лет остался сиротой: его мать - ФИО6 умерла дата, а отец - ФИО7 умер дата и он был направлен в школу - интернат адрес. Согласно постановлению главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата № «Об устройстве несовершеннолетней ФИО1 в школу-интернат», за ней и ее братом - Купинским К. А. была закреплена жилая площадь в адрес по пл. адрес адрес. Однако, как следует из материалов дела, дата в данном доме произошел пожар, в результате которого дом фактически пришел в негодность, что ответчиком не оспаривается. Во исполнение требований «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцу и его сестре сначала была предоставлена жилая площадь в аварийном доме, а затем истцу на основании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата № была предоставлена жилая площадь в бывшем общежитии - комната № в адрес, общей площадью ------ кв. м. Указанным постановлением истец был также исключен из списка очередников. Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признает жилые помещения, т.е. изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, а именно отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15), и относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату (часть 1 статьи 16). Квартирой, согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ, признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Таким образом, объектом жилищных прав может быть изолированное помещение, функционально предназначенное для проживания, которое должно по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и иных излучений соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания (ст. 23 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и отвечать техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства: стационарность сооружения, наличие определенных видов удобств, вспомогательных помещений и т.д. Наряду с этими требованиями жилое помещение должно отвечать и определенной степени благоустройства, поскольку комфортность проживания, которая представляет собой сумму потребительских качеств жилья, представляет немаловажное значение для признания его объектом жилищных прав. Требования, предъявляемые к жилому помещению, изложены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47). Согласно пункту 20 указанного Положения, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения. Жилищным кодексом РФ размер нормы предоставления не определен, этот вопрос отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами или законами субъектов РФ для отдельных категорий граждан могут быть установлены иные нормы предоставления и предусмотрено право на дополнительную жилую площадь. Общие правило о норме жилого помещения в г. Чебоксары установлено постановлением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 г. N 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления», согласно которому с 1 марта 2005 года норма предоставления по договору социального найма составляет от 16,0 кв. м до 18,0 кв. м. Вместе с тем, в положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», действующих на момент принятия оспариваемого постановления, норма предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. В настоящее время норма предоставления жилого помещения по договору социального найма указанной категории граждан в ред. Закона ЧР от 23.09.2008 № 40, вступившего в действие с 1 января 2009, составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения. Таким образом, исходя из приведенных положений закона, администрация г. Чебоксары обязана была предоставить истцу благоустроенное жилье в черте города площадью жилого помещения не менее той, которая была установлена на момент принятия обжалуемого постановления, т. е. не менее 18 кв. м. Однако данное требование ответчиками не было исполнено. Так, согласно техническому паспорту и экспликации к поэтажному плану, площадь предоставленной истцу комнаты составляет 17.70 кв.м. (л.д. 79). В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Согласно Приложению 1 (обязательное) к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37 с изменениями от 4 сентября 2000 г.) жилая комната - часть квартиры, общежития, отделенная от других помещений (комнат) перегородками, предназначенная для проживания, отдыха, внеклассных занятий (в общежитиях, детских домах и т.д.). В жилую квартиру кроме жилых комнат входят коридоры, холлы, кухни, санузлы, ванные, кладовые, внутренние тамбуры, передние. Из поэтажного плана и экспликации к нему также следует, что после изменения статуса дома перепланировка спорной комнаты с присоединением к ней мест общего пользования не производилась. Помимо этого, как пояснил суду истец, в указанном доме жильцами самовольно произведено переустройство мест общего пользования, в результате чего на этаже уменьшилось количество подсобных помещений, в частности кухонь и санитарно - гигиенических помещений. Доказательств, опровергающих данные доводы истца, ответчики не представили. Согласно пояснениям истца, существующие места общего пользования в указанном жилом доме не соответствуют санитарным и техническим требованиям. Указанное обстоятельство ответчиком в данном судебном заседании также не оспаривалось. Таким образом, сумма потребительских качеств предоставленного истцу жилья не может обеспечить комфортное проживание в нем, поскольку по уровню благоустройства оно в значительной степени ниже жилых помещений по г. Чебоксары. По смыслу жилищного законодательства и, исходя из общих целей реформирования отношений в жилищной сфере, жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степени благоустройства для того, чтобы оно могло рассматриваться в качестве предмета договора социального найма. Суд также учитывает и то обстоятельство, что комнаты по договорам социального найма, согласно ч. 6 ст. 57 ЖК РФ, могут предоставляться только в случаях заселения освободившихся помещений в коммунальной квартире (ч. 4 ст. 59 ЖК РФ). Доказательств того, что при распределении данной комнаты были соблюдены установленные ст. 59 ЖК РФ правила и, что распределение данной комнаты произведено в соответствии с правилами ч.4 названной правовой нормы, ответчик суду не представил. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении ответчиком правил действующего законодательства, устанавливающих требования к предмету договора социального найма, что привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов истца, и как следствие этого оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным. Таким образом,до настоящего время свое право на льготное обеспечение жильем истец не реализовал по вине ответчика. Изменения, внесенные в вышеуказанный Закон Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", уточняют механизм и условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, мер социальной поддержки, достигшим возраста 23 лет. В частности, отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки (преамбула вышеуказанного Федерального закона). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование истца о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно. Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями. Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. С учетом изложенного, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным. В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: Признать постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары № ------ «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Купинскому К.А.» незаконным. Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Купинскому ФИО10 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева Мотивированное решение составлено 17 июня 2011 года