Дело № 2- 2266/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца Христофорова А.С. - Христофоровой О.Н., представителя администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., представителя администрации Московского района г. Чебоксары - Александрова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Христофорова ФИО9 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Христофоров А.С. обратился в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ему жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, является ------. Имеющееся у него заболевание включено в утвержденный постановлением Правительством Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, он также имеет право на дополнительную площадь. В настоящее время он проживает в адрес адрес адрес общей площадью ------ кв. м. В указанной квартире проживает две семьи, всего пять человек. Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 28 декабря 2009 года № 1428 он признан малоимущим и включен в общий список лиц, нуждающихся в жилом помещении и поставлен в льготную очередь лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Однако до настоящего времени названное право он не реализовал. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, является основанием для возложения на ответчика обязанности исполнить требования закона в принудительном порядке. В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы Христофоровой О.Н., которая в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что в адрес общей площадью ------ кв. м. проживают две семьи: истец с матерью и сестрой и тетя истца со своей семьей. Всего в данной квартире проживает пять человек. Истец в силу своего заболевания ведет себя неадекватно и совместное проживание с ним в одной квартире является невозможным, что установлено заключением врачебной комиссии ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» МЗ ЧР. Администрация г. Чебоксары в лице своего представителя - Павловой А.Н. в судебном заседании право истца на льготное обеспечение жильем не оспаривала, однако в иске просила отказать по мотивам наличия в списке очередников иных граждан, обладающих аналогичным с истцом правом и отсутствия у администрации г. Чебоксары свободного жилья для обеспечения данной категории граждан жильем. Александров О.В., представляющий интересы администрации Московского района г. Чебоксары оставил разрешение данного спора на усмотрение суда. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Конкретизируя конституционное право граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ), законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации. Так, в соответствии со статьей 49 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимся в жилых помещениях: малоимущим гражданам (часть 2), а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (часть 3). При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4). Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и на льготных основаниях, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев. Из положений ч. 2 названной статьи следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям установленным ст. 51 ЖК РФ. Одним из оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно п. 4 ст. 51 ЖК РФ, является проживание в квартире, занятой несколькими семьями, на правах нанимателя жилого помещения по договору социального найма, члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственника жилого помещения, члена семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При этом по смыслу приведенной правовой нормы, нуждаемость в жилом помещении в этом случае не зависит от размера занимаемой жилплощади. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ содержит положение о том, что жилыми помещениями вне очереди обеспечиваются граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК перечне. По вопросу обеспечения жилым помещением данной категории граждан в настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10 входят заболевания с кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0. По смыслу ст. 49 и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, наличие заболевания, подпадающего под установленный законом перечень, проживание в одной квартире с больным нескольких семей и отсутствие иного жилого помещения. Согласно представленным суду материалам учетного дела, истец имеет статус «------», является ------ в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания и по этому основанию состоит в общей и льготной очереди на улучшение жилищных условий в администрации Московского района г. Чебоксары с 28 декабря 2009 года. Имеющееся у истца заболевание ------ входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 16 июня 2006 года № 378, что подтверждено справкой врачебной комиссии ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница» МЗ ЧР № 281 от 28 декабря 2009 года. Данная комиссия также подтвердила наличие у истца права на дополнительную жилую площадь. Квартира, где проживает истица, занята несколькими семьями, что подтверждается как пояснениями представителя истца, так и имеющейся в материалах учетного дела справкой о составе семьи истца, из которой следует, что членами семьи истца является его мать и сестра. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Однако доказательств иного ответчиком суду не представлено. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств. Таким образом, нуждаемость истца в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подтверждена материалами учетного дела и ответчиком не оспаривается. Совокупность установленных по делу обстоятельства подтверждает изложенные в иске доводы о наличии оснований для обеспечения истца жилым помещением во внеочередном порядке. Обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, на момент разрешения данного спора судом не установлено и сторонами о них не заявлено. Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда. Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах. Так, согласно ст. ст. 32, 34 Устава муниципального образования г. Чебоксары, исполнительным органом местного самообразования является администрация г. Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г. Чебоксары. Поскольку истец имеет статус «малоимущего» обеспечение жилым помещением в данном случае производится за счет муниципального жилищного фонда социального использования.В связи с изложенными обстоятельствами, суд считает обоснованным требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары. Доводы представителя ответчика о возможном нарушении прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом, суд считает несостоятельными, поскольку законодатель в нормах ч.2 ст. 57 ЖК РФ разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от времени постановки их на учет и в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Христофорову ФИО10 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 22 июня 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева