оспаривание отказа в постановке на учетн уждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- 2136/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Сергеева Г.П., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., представителя Войсковой части 3997 г. Чебоксары - Федотова П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева ФИО8 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в целях получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем незаконным и о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку

установил:

Обратившись в суд с названным иском, истец указал в нем, что он является военным пенсионером и ветераном внутренней службы МВД Российской Федерации, срок его службы составляет более ------ В соответствии изменениями в ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившими в силу с 01 января 2011 года, указывает истец, он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья из расчета 18 кв. м. на человека. В целях реализации права на указанную государственную поддержку он обратился к ответчику с заявлением о постановке его не учет нуждающихся в жилом помещении. Однако в удовлетворении данной просьбы ему было отказано по тем мотивам, что обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает установленную в г. Чебоксары учетную норму. Данное решение, по мнению истца, является незаконным, поскольку ответчиком не было учтено, что его сын - ФИО5 решением суда признан безвестно отсутствующим. Названное обстоятельство свидетельствует о сохранении за ним права пользования жилым помещением, поэтому при определении уровня обеспеченности жилым помещением должны учитываться и его интересы.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду пояснив также, что в связи с прохождением военной службы в войсковой части 3997 г. Чебоксары ему на состав семьи из четырех бесплатно по договору социального найма в дата году была предоставлена адрес адрес адрес, жилой площадью ------ В дата году он был уволен с военной службы. В дата году к ним вселилась его теща, а в дата году у него родился внук. В настоящее время их семья нуждается в улучшении жилищных условий и с учетом внесенных изменений в закон «О статусе военнослужащих» он имеет право на получение мер государственной поддержки на приобретение жилья. Однако администрация Ленинского района необоснованно отказала ему в постановке на учет по этому основанию.

Представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградова Е.Е., иск не признала, пояснив суду, что истец обратился с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении на получение мер государственной поддержки. Однако ему было отказано в постановке на учет по правилам п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. С заявлением о постановке на учет на общих основаниях истец к ним не обращался, статуса малоимущего не имеет.

Федотов Г.П., представляющий интересы третьего лица, в судебном заседании разрешение данного спора оставил на усмотрение суда, пояснив, что Сергеев Г.П. состоял на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в войсковой части 3997 г. Чебоксары с дата с составом семьи из ------ человек. дата ему была предоставлена трёхкомнатная квартира общей площадью ------ кв.м., жилой площадью ------ кв.м. по адресу: адрес, адрес, адрес. Предоставив бесплатно жилое помещение Сергееву Г.П. внутренние войска МВД России тем самым исполнили перед ним обязательство по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением. В настоящее время Сергеев Г.П. не является военнослужащим, уволен из внутренних войск МВД России в дата году и тем самым он утратил связь с внутренними войсками МВД России, поэтому вопрос обеспечения Сергеева Г.П. жилым помещением в связи с увеличением численного состава его семьи должен разрешаться администрацией Ленинского района г. Чебоксары.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Таким образом, право на бесплатное обеспечение жилым помещением, в том числе и основанное на специальном законе, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.

Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).

К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно материалам дела, истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо имеющее право на государственную поддержку в соответствии Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2.

Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 г. № 2 (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР№ 311 от 23.09.2009 г.) "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений и городских округов ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с законодательством Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2000 г. № 1 "Об утверждении Порядка выделения кредитов под ипотеку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики" и от 15 октября 2002 г. № 274 "О республиканской программе "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2015 годы".

В данном споре истец обосновывает свое право состоять на учете на основании норм ФЗ «О статусе военнослужащих».

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ - представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.41).

Проверяя доводы истца, суд установил, что на занимаемой им жилой площади значатся проживающими пять человек: истец, его супруга, теща, дочь и внук. Сын истца- ФИО5 решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата признан безвестно отсутствующим, что послужило основанием для снятия его с регистрационного учета по месту его жительства и проведения приватизации без его участия.

Право пользования жилым помещением носит имущественный характер.

Статья 43 ГК РФ определяет последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и предусматривает в таких случаях передачу имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства. В случае, если имущество не передавалось в доверительное управление, охрана имущественных прав и интересов гражданина, признанного безвестно отсутствующим, осуществляется по правилам ст. 38, 37 ГК РФ, в соответствии с которыми совершение сделок, влекущих умаление имущественных прав подопечного невозможно без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Как следует из материалов дела, ФИО5 на момент приватизации квартиры адрес, адрес. являлся безвестно отсутствующим. При принятии судом решения о признании его таковым, вопрос о его праве пользования спорной жилой площадью не разрешался и утратившим это право он признан не был. В соответствии с положениями жилищного законодательства, регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой, не является основанием ограничения прав или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе не влечет изменение их прав на жилище. В связи с чем снятие ФИО5 с регистрации на основании решения суда о признании его безвестно отсутствующим не повлекло изменение его жилищных прав. Признание гражданина безвестно отсутствующим предполагает, что он жив. Поэтому выводы ответчика о том, что при расчете размера учетной нормы его интересы не должны учитываться, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Вместе с тем, учитывая, что истец обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом ФЗ «О статусе военнослужащих», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан, проверке подлежат не только доводы истца о неправомерности сделанных ответчиком выводов об обеспеченности общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, но и наличие у истца самого материального права на получение мер государственной поддержки на основании названного Федерального закона, поскольку оба эти обстоятельства подпадают под основания, указанные в п. ч.1 ст. 54 ЖК РФ.

К тому же, согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 24 июня 2008 года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативно-правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также других законодательных и иных нормативно-правовых актов, в том числе и ведомственных, из которых следует, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К числу таких специальных законов относятся Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», которыми устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.

В соответствии с частью одиннадцатой пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 44 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, комплекс социальных гарантий в сфере жилищных прав военнослужащих закреплен в положениях ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К их числу законодатель относит: предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии на период службы в данной местности (п. 4); обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов и представление документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений (п. 14 ); безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6 ); предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12 ); обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).

Действительно, Федеральный закон от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространил на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и на граждан, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, но при условии, что указанные граждане были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Однако, как было установлено судом, истец в очереди на улучшение жилищных условий к моменту принятия данных изменений не состоял. В связи с чем данные изменения в законе, вопреки утверждениям истца, не могут служить самостоятельным основанием для постановки его на учет на получение мер государственной поддержки.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом пунктом 14 данной статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 (ред. от 14.11.2007, с изм. от 14.04.2009) утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Другого порядка, кроме изложенного в названных Правилах, до настоящего времени не определено.

Согласно п. 7 названных Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

В соответствии с п. 10 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 778) не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

По своему содержанию Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства не противоречат положениям главы 7 ЖК РФ, устанавливающим основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства определен разделом III названного Постановления Правительства РФ, согласно которому ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Помимо этого, в качестве обязательного условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма для указанной категории граждан предусмотрено наличие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти (для военнослужащих Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - справка командования части) и справки об отсутствии забронированного и приватизированного жилья, о снятии с регистрационного учета по месту пребывания или документы о выписке с прежнего места жительства всех членов семьи.

Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что обеспеченность военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания является препятствием для признания его нуждающимся в помещении, в том числе и в ином населенном пункте, в котором он никакого жилья не имеет.

Более того, Федеральный законодатель в положениях п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепил правило о том, что право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях, предоставляется в соответствии с названным законом и иными нормативными правовыми актами один раз.

Как установлено судом, истцу на состав семьи из четырех человек в связи с прохождением военной службы в Войсковой части 3997 г. Чебоксары бесплатно по договору социального найма была предоставлена адрес адрес адрес, жилой площадью ------ которая в последующем по договору передачи от 16 октября 2008 года также бесплатно была передана в общую собственность членов семьи истца, а сам он от участия в приватизации отказался. Факт обеспечения жилым помещением в период службы подтвержден материалами дела и признан в судебном заседании истцом, что в силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, освобождает от необходимости доказывания в дальнейшем данного обстоятельства.

Указанные обстоятельства, в силу положений подпункта «а» п. 10 п. Правил, п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» уже сами по себе исключали возможность постановки его на учет в целях получения мер государственной поддержки на основании названного Федерального закона.

Таким образом, истец уже реализовал свое право на получение жилого помещения в связи с прохождением военной службы и был обеспечен жильем для постоянного проживания по установленным нормам. Нуждаемость в жилом помещении у него возникла после увольнения в связи с увеличением численного состава его семьи. Однако в этом случае свое право на получение жилого помещения по договору социального найма истец может реализовать только на общих основаниях.

Поскольку требований о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях истцом не заявлено, его доводы о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту постоянного проживания ниже учетной нормы, что следует рассматривать как основание для постановки на учет, правовой оценке при разрешении данного спора не подлежат. Более того, возможность проверить обоснованность указанных доводов в данном судебном заседании отсутствует, поскольку истец с таким заявлением в администрацию Ленинского района г. Чебоксары не обращался и необходимые для решения данного вопроса документы, в числе которых должны быть и документы о наличии статуса малоимущего, как подтверждение того, что он в силу объективных причин не способен самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства, в материалах дела также отсутствуют. При таких обстоятельствах требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить в очередь лиц, имеющих право на государственную поддержку на основании норм специального закона, подлежит оставлению без удовлетворения.

Учитывая, что изменение предмета или основания иска, уменьшение или увеличение размера заявленных требований является исключительным правом истца (ст. 39 ГПК РФ), суд рассматривает данный спор в пределах заявленных требований. Одновременно суд разъясняет истцу, что он имеет право на обращение с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Сергеева ФИО9 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в целях получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем незаконным и о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 24 июня 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева