предоставление жилого помещения



Дело № 2-2267 /2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием прокурора Базилевской Т.Н., истицы Смирновой Е.В., представителя администрации города Чебоксары - Яковлевой М.Ю., представителя администрации Калининского района г. Чебоксары - Евдокимовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Смирновой ФИО10 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам,

установил:

Обосновывая свое право на обращение в суд ссылкой на нормы ст. 45 ГПК РФ, прокурор Калининского района г. Чебоксары обратился с иском в интересах Смирновой Е.В. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам.

Заявленное требование мотивировано тем, что истица отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в различных интернатных учреждениях Чувашской Республики, где находилась на полном государственном обеспечении. С дата истица состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары, однако до настоящего время свое право на льготное обеспечение жильем она не реализовала, что, по утверждениям прокурора, служит основанием для возложения на ответчика обязанности исполнить требование Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об обеспечении жилым помещением в принудительном порядке.

В судебном заседании прокурор данный иск поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что закрепленного жилого помещения истица не имеет. В период обучения она находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждает ее статус. На основании норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истице должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

Истица в судебном заседании заявленное требование поддержала и пояснила суду, что в несовершеннолетнем возрасте она осталась без родительского попечения: ее мать была лишена в отношении нее родительских прав. Своего отца она никогда не знала и сведениями о нем не располагает. При направлении в детский дом жилое помещение за ней не закреплялось. В настоящее время она проживает в бывшем общежитии, где занимает койко-место.

Представитель администрации города Чебоксары Яковлева М.Ю., действующая на основании доверенности, нуждаемость истицы в жилом помещении и право на льготное обеспечение жильем на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оспаривала, пояснив, что в настоящее время у муниципального образования отсутствует возможность предоставить ей жилое помещение.

Евдокимова Т.В., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, разрешение данного спора оставила на усмотрение суда, пояснив также, что мать истицы решением Калининского районного суда г. Чебоксары от дата была лишена в отношении нее родительских прав. Сведений об отце истицы не имелось. При направлении истицы в детский дом жилое помещение за ней не закреплялось. В очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары истица состоит с дата по настоящее время.

От Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР поступило заявление о разрешении данного спора без участия их представителя.

Министерство финансов Чувашской Республики о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Основные принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 315-ФЗ) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Из представленных суду материалов следует, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения: ее мать - ФИО8 решением Калининского районного суда г. Чебоксары от дата была лишена в отношении нее родительских прав, сведения о ее отце отсутствовали.

Согласно материалам дела, решение о закреплении за ней жилого помещения при направлении в детский дом не принималось.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. С учетом принципа состязательности гражданского судопроизводства сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца об отсутствии у нее закрепленного жилого помещения. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, то обстоятельство, что истица не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения в данном судебном заседании ответчиком не оспаривалось.

Согласно материалам учетного дела, с дата истица состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары и до настоящего времени свое право на льготное обеспечение жильем не реализовала.

Изменения, внесенные в вышеуказанный Закон Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уточняют механизм и условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, мер социальной поддержки, достигшим возраста 23 лет.

В частности, отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки (преамбула вышеуказанного Федерального закона).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование истца о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным.

В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Смирновой ФИО11 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 24 июня 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева