оспаривание отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- 2912 /2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя заявителя Дмитриева Ю.А. - Дмитриева А.П., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дмитриева ФИО7 об отмене решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении,

установил:

Дмитриев Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от 14 апреля 2011 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и просил возложить на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанность поставить его на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Указанные требования заявитель мотивирует тем, что он является ------ по заболеванию, полученному им в период прохождения военной службы, что подтверждено справкой МСЭ. Решением врачебной комиссии от дата года установлено, что он страдает заболеванием, входящим в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данной комиссией также было подтверждено его право на дополнительную жилую площадь. По этому основанию 14 апреля 2011 года он обратился с заявлением к ответчику о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Однако оспариваемым решением ему было отказано в удовлетворении данной просьбы. Данное решение, полагает заявитель, является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании заявитель не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и без его участия, Дмитриеву А.П.

Представитель заявителя, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требование своего доверителя поддержал по изложенным в заявлении основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что заявитель приходится ему сыном. Их семья состоит из четырех человек, все они проживают в адрес как члены одной семьи. Учитывая имеющееся у его сына заболевание, проживать с ним в одном доме невозможно. Однако администрация Ленинского района г. Чебоксары необоснованно отказала ему в постановке на учет по этому основанию. На момент подачи заявления и принятия оспариваемого решения заявитель не был признан малоимущим, такое решение ответчиком приято позднее. В настоящее время заявитель находится на ------ больнице.

Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного заявления отказать, пояснив суду, что заявитель на момент подачи заявления и принятия оспариваемого решения не был признан малоимущим. Помимо этого им не были представлены документы, подтверждающие проживание вместе с ним нескольких семей. В связи с тем, что представленные заявителем документы не подтверждали наличие у него права состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении, решением жилищной комиссии от 14 апреля 2011 года ему было отказано в удовлетворении его заявления по правилам п. 2 ст. 54 ЖК РФ, о чем заявитель был письменно извещен.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации заявитель, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона заявителя обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания при котором совместное проживание с ним в одной квартире является невозможным.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из содержания заявления и обжалуемого решения следует, что заявителю было отказано в принятии на учет по правилам п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ - представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В данном споре сделанные ответчиком выводы суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях также указывал, что реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года № 123-О, от 4 марта 2004 года № 80-О, от 15 июля 2010 года № 955-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1543-О-О и др.).

Как уже было указано судом, условия реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда установлены нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вопросы признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет регламентированы ст. 52 ЖК РФ, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Из положений ст. 49 ЖК РФ и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта РФ, при условии, что такие граждане являются нуждающимися в жилых помещениях, по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Аналогичное основание нуждаемости указано и в п. 4 ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений. В настоящее время по этому вопросу действует перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10 входят заболевания с кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0.

По смыслу п. 4 ст. 51 ЖК РФ нуждаемость в жилом помещении в этом случае не зависит от размера занимаемой жилплощади, а обусловлена наличием совокупности следующих условий: проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Частью 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства.

Согласно ч. 5 названной правовой нормы, граждане, указанные в статье 11 настоящего Закона, одновременно с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, представляют документы, подтверждающие отнесение их к иным категориям граждан.

К иным категориям граждан, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (в ред. Законов ЧР от 19.10.2009 № 50, от 27.02.2010 № 4), определенным в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся:

1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;

4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно п.п. 12-13 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений.

Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим Законом, ведется по отдельным спискам.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая). В свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения Дмитриева Ю.А. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности, за исключением тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, для реализации права на льготное обеспечение жильем, предварительной стадией которого является признание нуждающимся в жилом помещении, необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, наличие заболевания, подпадающего под установленный законом перечень, проживание в одной квартире с больным нескольких семей и отсутствие иного жилого помещения.

Однако совокупность таких обстоятельств судом не установлена.

Так, при наличии у заявителя хронического заболевания, входящего в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень, обстоятельства, связанные с признанием его малоимущим и проживанием в одной квартире с ним нескольких семей, на момент принятия оспариваемого решения не были подтверждены. Между тем, как уже было указано судом, наличие указанных обстоятельств рассматривается федеральным законодателем в качестве обязательных условий для реализации права на льготное обеспечение жильем. Напротив, факт проживания в адрес одной семьи подтверждается письменными доказательствами по делу.

Так, из материалов дела следует, что заявитель проживает в указанном доме на правах члена семьи с 1997 года. Собственником дома является ФИО5 - отец заявителя. В силу положений ст. 31 ЖК РФ, указанные лица отнесены к членам одной семьи, они были вселены и проживают в качестве таковых, и доказательств, свидетельствующих о прекращении между ними семейных отношений, не было представлено. Кроме того, наличие у заявителя семейных отношений с другими проживающими в указанном доме лицами в судебном заседании признал представитель заявителя, что в силу положений ст. 68 ГПК РФ освобождает от дальнейшего доказывания данных обстоятельств.

Таким образом, доводы заявителя о наличии у государства в лице органов местного самоуправления города Чебоксары обязанности признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях получения жилого помещения по договору социального найма на льготных условиях, основаны на неправильном толковании норм материального права. В связи с чем доводы заявителя о том, что действиями ответчика были нарушены его жилищные права, не могут быть признаны состоятельными, а требование о принудительной постановке в очередь на получение жилого помещения обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Дмитриева ФИО8 об отмене решения жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 14 апреля 2011 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 11 июля 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева