о возложении обязанности по ремонту кровли крыши штрафного изолятора



Дело № 2-2778/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием прокурора Вырастайкина В.В., представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии - Егорова В.Л., представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Калигиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии о возложении обязанности по проведению ремонта кровли штрафного изолятора,

установил:

Обратившись в суд с названным иском, прокурор указал в нем, что проведенной Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики проверкой по соблюдению законодательства в ФКУ ИК-1 УФСИН России по ЧР было установлено нарушение норм действующего уголовно-исполнительного законодательства, выразившиеся в неисполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по соблюдению норм санитарно-эпидемиологических требований. По утверждению прокурора, кровля штрафного изолятора протекает, в результате чего атмосферная вода проникает в камеры, что приводит к повышению влажности в них, и создает угрозу здоровью осужденных и неблагоприятные жилищно-бытовые условия для них. По результатам проведенной проверки в адрес ответчика было направлено представление об устранении допущенных нарушений. Однако данные предписания не были исполнены и до настоящего времени ремонтные работы не проведены. Совокупность указанных обстоятельств, полагает прокурор наделяет его правом на обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц по правилам ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор данный иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.

Егоров В.Л., представляющий интересы ФКУ ИК-1 УФСИН России по ЧР, исковые требования о возложении обязанности по проведению ремонтных работ по кровле штрафного изолятора признал, указав также, что названные в иске сроки для проведения указанных работ являются неразумными.

Федеральная служба исполнения наказаний России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике в лице своего представителя Калигиной О.С., разрешение данного спора оставили на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ, являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации". В ст. 22 УИК РФ закреплено положение о том, что надзор за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

Закрепленное в ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" положение о том, что надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, законодатель выделил в качестве самостоятельного вида прокурорской деятельности, подчеркнув тем самым его значимость для защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты интересов общества и государства, единства и укрепления законности.

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так, согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Данный иск подан в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (гл. 2). Данные положения нашли закрепление в нормах отраслевого законодательства, в частности ч. 1 ст. 10 УИК РФ закрепляет, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой статус осужденных - закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность субъективных прав, законных интересов и юридических обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Субъективное право предполагает закрепленную в законе возможность осужденного свободно пользоваться социальным благом, которая обеспечивается юридической обязанностью иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Ответственность за обеспечение охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений (ч. 3 ст. 101 УИК РФ).

Право на охрану здоровья, как и право на жизнь, является неотъемлемым правом каждого человека, которое реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека. Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства реализовывается в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества и в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" создание условий для обеспечения безопасности осужденных, а также обеспечение охраны здоровья осужденных - одни из обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических, медико-санитарных и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений.

Как следует из материалов дела, Чебоксарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в марте текущего года проведена проверка по соблюдению законодательства в ФКУ ИК-1 УФСИН России по ЧР, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего уголовно-исполнительного законодательства, в частности, ответчиком не исполняется возложенная на него законом обязанность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологических требований.

Так, прокурором было установлено, что кровля штрафного изолятора протекает, в результате чего атмосферные осадки проникают в камеры содержания осужденных, что приводит к повышенной влажности в них, и в конечном результате к неблагоприятным условиям содержания осужденных. По результатам проведенной проверки прокурором в адрес ответчика были направлены представления об устранении допущенных нарушений. Однако данные предписания не были исполнены и до настоящего времени ремонтные работы не проведены, что ответчиком не оспаривается. В силу изложенных обстоятельств требование о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению закона заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации. В связи с чем финансовое обеспечение заявленных в иске ремонтных работ должно производится за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, учитывая положения статей 6, 13, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие в деле доказательств доведения необходимых сумм до распорядителя бюджетных средств, правовых оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике обязанности профинансировать затраты на проведение указанных работ не имеется. К тому же      определенное прокурором процессуальное положение ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике - третьи лица без самостоятельных требований, не позволяет привлечь их к какой либо имущественной ответственности.

Суд также считает необоснованным и требование прокурора об установлении в судебном решении срока его исполнения.

Так, согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Из смысла и содержания ст. 206 ГПК РФ следует, что необходимость установления судом определенного порядка и срока исполнения решения вызвана принятием решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств. Поскольку судом принято решение по имущественному требованию суд вправе не устанавливать срок его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии провести ремонт кровли штрафного изолятора за счет выделяемых на эти цели средств федерального бюджета.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 14 июля 2011 года.