о спаривание органа местного самоуправления об октазе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- 2268 /2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием законного представителя истицы Григорьевой Н.Т. - Григорьевой Г.И., третьего лица на стороне истца - Королева С.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой ФИО10 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении на основании норм специального закона,

установил:

Григорьева Н.Т. в лице своего законного представителя - Григорьевой Г.И. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить ее в очередь нуждающихся в жилом помещении в целях реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, указав в нем, что она является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, в том числе и на жилищное обеспечение, установленные ФЗ «О ветеранах». Она также является ------, состоит ------ учете в ------, признана ------ и нуждается в постоянном постороннем уходе, имеет право на дополнительную жилую площадь. Она зарегистрирована в адрес адрес адрес, которая находится в собственности ее внука - ФИО8, а фактически проживает вместе со своей дочерью, являющейся ее опекуном, в адрес. Ее просьбу о постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении администрация Ленинского района г. Чебоксары своим решением от 10 марта 2011 года оставила без удовлетворения.

В судебном заседании законный представитель истицы заявленное требование поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что истица по месту своей регистрации не проживает, там живет ФИО8 со своей семьей, а истица живет с ней в квартире по адрес. В данной квартире значатся зарегистрированными четыре человека, квартира используется по договору социального найма. С учетом того, что истица должна быть обеспечена площадью не менее 18 кв. м. у них имеется нуждаемость в жилом помещении, однако администрация Ленинского района г. Чебоксары сообщила им об отказе в постановке на учет в связи с обеспеченностью жилой площадью выше учетной нормы, что является незаконным.

Королев С.В., участвующий в деле в качестве третьего лица на стороне истца, данный иск поддержал и пояснил суду, что его бабушка проживает в квартире по адрес а он со своей семьей проживает в квартире адрес

Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного заявления отказать, пояснив суду, что в ходе проверки заявления истицы было установлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения у нее превысила установленную в городе Чебоксары учетную норму, что послужило основанием для отказа в постановке ее в очередь нуждающихся в жилом помещении. Если учитывать, что истица проживает в квартире своей дочери, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно производиться с учетом положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, и в этом случае нуждаемость отсутствует.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР, Управление здравоохранения и социальной политики администрации г. Чебоксары о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах», на положения которого ссылается истица в обоснование заявленных требований, меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Согласно материалам дела, истица является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14-15 Закона РФ «О ветеранах».

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, 28 февраля 2011 года истица обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах». Из содержания иска и обжалуемого решения следует, что ей было отказано в принятии на учет по мотивам отсутствия нуждаемости в жилом помещении. В спорной правовой ситуации данный вывод ответчика суд считает правомерным и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права, распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах, законодателем не предусмотрено.

Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в квартире адрес истица ранее проживала на правах собственника. После совершения договора дарения сохранила за собой право пользования данным жилым помещением на правах члена семьи, а не на иных условиях, что подтверждено материалами дела и признано в судебном заседании стороной истца. Следовательно, основанием для признания истицы нуждающейся в жилом помещении будет служить обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать ------ Иного порядка определения жилой площади, при определении нуждаемости в жилом помещении в целях постановки в очередь на получение жилья, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения в адрес адрес адрес составляет ------ кв. м., в расчете на каждого проживающего приходится по ------ кв. м., что превышает установленную в г. Чебоксары учетную норму.

Доводы истицы о том, что она фактически проживает со своей дочерью в квартире по адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м., являющейся предметом договора социального найма, документально не подтверждены. Напротив, при обращении с заявлением о постановке на учет истица указывает в качестве места своего жительства квартиру по адрес.

Более того, если и учесть факт проживания истицы в квартире по адрес, то основания нуждаемости у истицы также отсутствуют.

Так, из материалов дела следует, что в названной квартире в качестве членов семьи нанимателя Григорьевой Г.И. проживают ее сын - Королев С.В., сноха- ФИО5 и внучка - ФИО6 Как уже было указано судом, Королеву С.В. принадлежит на праве собственности иное жилое помещение - квартира адрес

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Суммарная площадь названных квартир составляет ------ кв. м., тогда как для постановки на учет обеспеченность жилой площадью у них не должна превышать ------ Из чего следует, что обеспеченность истицы и членов ее семьи общей площадью жилого помещения превысила достигнутый уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями, установленный в г. Чебоксары в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах утверждение истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении ее заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав, нельзя признать обоснованным.

Право истицы на дополнительную жилую площадь, вопреки утверждениям ее представителя, не является основанием для постановки на учет.

Так, в соответствии с действующей редакцией ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Из положений ст. 28.2 названного закона следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Чувашской Республике определены в ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» (в ред. Закона ЧР от 23.09.2008 N 40), согласно которой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных правовых норм не следует, что граждане, имеющие право на дополнительную жилую площадь, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по указанному основанию.

Таким образом, право на дополнительную жилую площадь учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий только в том случае, если это прямо предусмотрено законом.

Действительно, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ устанавливала, что право инвалида на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации, учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Общие правила о действии нормативно-правовых актов гражданского и жилищного законодательства во времени закреплены в положениях ст. 4 ГК РФ и ст. 6 ЖК РФ.

Так, часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Спорные правоотношения возникли в период действия ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции - в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ. Следовательно, реализация жилищных прав и обязанностей истицы должна осуществляться в соответствии с правилами, предусмотренным правовым актом, действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

И хотя право инвалида на получение жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации сохранено в норме п. 6 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данной статье отсутствует положение, позволяющее признавать инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий только лишь на том основании, что они обеспечены жилым помещением без учета права на дополнительную жилую площадь. Следовательно, с момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано гражданином только при предоставлении ему жилого помещения при наличии общих оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. с 01 января 2005 г. отсутствие у инвалида дополнительной жилой площади не рассматривается как самостоятельное основание для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, доводы стороны истца о том, что наличие права на дополнительную комнату является самостоятельным основанием для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, основаны на неправильном толковании норм материального права и являются в силу этого несостоятельными.

Доказательства того, что истица имеет право состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении по другим основаниям, в материалах дела отсутствуют и стороной истца о наличии этих оснований, как при подаче заявления ответчику, так и при разрешении данного спора, не заявлено. Одновременно суд разъясняет истице, что постановка на учет нуждающихся в жилом помещении носит заявительный характер и право выбора основания постановки на учет принадлежит гражданину (ст. 52 ЖК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Григорьевой ФИО11 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении как участника Великой Отечественной войны в целях реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 06 июня 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева