об обязании Нижегородской таможни вытадать ПТС, обязании УГИБДД поставить ТС на регистрационный учет



Гр. дело №2-2942/2011

           РЕШЕНИЕ

         именем Российской Федерации

26 июля 2011г.                     г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Жигановой Г.А,

с участием истца Сергеева Ю.М., представителя истца Спиридонова В.Л.,

представителя ответчика Нижегородской таможни Приволжского таможенного Управления ФТС Молотовой О.С.,

представителя ответчика Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашии Соловьева Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева ФИО18 о признании его добросовестным приобретателем автобусаNEOPLAN N116, возложении обязанности на Нижегородскую таможню Приволжского таможенного Управления ФТС по выдаче паспорта транспортного средства на указанный автобус и на УГИБДД МВД по Чувашии обязанности по постановке на регистрационный учет данного автобуса,

    УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам с вышеуказанными требованиями. В обоснование иска истец указал, что дата он приобрел в собственность у ФИО9 автобус ------ года выпуска, идентификационный номер двигатель за , по ПТС от дата

дата ему, как собственнику указанного транспортного средства ГИБДД МВД по ЧР было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства. Однако, дата регистрация автобуса ------ была признана недействительной и аннулирована в МОТОР ГИБДД МВД по ЧР. Основанием для снятия с регистрации явилось то, что ФИО9 у которого был приобретен автобус, в свою очередь купил спорный автобус у ФИО12, который использовал полученные от ФИО13 подложный ПТС и копию паспорта ФИО10 Указанный автобус был ввезен на территорию РФ контрабандно, то есть помимо таможенного контроля и уплаты таможенных платежей. Для придания законности нахождения автобуса на территории РФ указанные лица оформили в МРЭ (УГИБДД МВД по адрес подложный ПТС на имя ФИО11 и совершили фиктивные регистрационные действия от имени подставного лица.

дата приговором адрес городского суда адрес были признаны виновными и осуждены ФИО12 ФИО13, ФИО14 по ст.ст. ------ УК РФ, т.е. за совершение контрабанды организованной группой, в том числе и по факту контрабандного автобуса купленного им у ФИО9. Приобретая автобус у ФИО9 дата он не знал и не мог знать о том, что при пересечении границы РФ, таможенные платежи по данному автобусу оплачены не были и был выдан подложный ПТС. Таким образом, при совершении сделки купли-продажи автобуса, он являлся добросовестным приобретателем и является законным собственником автобуса.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В настоящий момент, он не может осуществлять правомочия собственника автобуса, поскольку ему не выдается Паспорт технического состояния автобуса, и он лишен возможности зарегистрировать автобус в ГИБДД.

Таможенный кодекс РФ с 29.12.2010 г. признан утратившим силу и не действует. Тем не менее, п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 164 Таможенного кодекса РФ, согласно которым, никто не вправе пользоваться ираспоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Кодексом, а товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не ограничивали право добросовестного приобретателя, законного собственника на реализацию своих прав, поскольку он не является участником таможенных правоотношений.

Согласно ч.4 ст.320 Таможенного кодекса РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Таким образом, являясь добросовестным приобретателем автобуса, он имеет право им распоряжаться, в том числе и по назначению, для перевозки людей. Считает, что регулирование сферы таможенных отношений распространяется на субъекты таможенных правоотношений, т.е. прежде всего на лиц, на которых непосредственно возложена обязанность по прохождению таможенного оформления товаров и транспортных средств, включая уплату таможенных платежей. Все претензии по неуплате таможенных платежей Таможня РФ должна адресовать лицам, осуществившим незаконный ввоз на территорию РФ автобуса, т.е. к лицам, совершившим преступление. Он не может рассматриваться как ответственный за таможенное оформление соответствующего транспортного средства, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состоял в каких-либо отношениях с таможней по поводу указанного транспортного средства.

Данный вывод подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П, а также Определением Конституционного суда РФ от 12.05.2006 г. N 167-0 по жалобе гражданина Кириллова Владимира Сергеевича, Определением Конституционного суда РФ от 19.05.2009 г. №487-0-0 по жалобе граждан Петросянца Роберта Араратовича и Хисамиевой Эльмиры Рафаилевны. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.05.2011 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 ст. 15 и пункта 1 ст. 164 Таможенного кодекса РФ в связи с жалобой гр. В.В. Костенко» еще раз разъяснено конституционное право лиц, являющихся добросовестными приобретателями транспорта, на выдачу ПТС ирегистрации автотранспортного средства, для дальнейшего распоряжения ипользования.

В связи с вышеизложенным, считает, что он является добросовестным приобретателем автобуса NEOPLAN N116, поскольку не знал и не мог знать, что указанный автобус приобретен у лица, которое не вправе было его отчуждать, и потому ограничение его законных прав, как собственника, на автобус со стороны Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР, выраженное в отказе постановки на регистрационный учет автобуса, также является незаконным.

Просит признать его добросовестным приобретателем автобуса ------ года выпуска идентификационный номер , двигатель за ; обязать Нижегородскую таможню в лице Чувашского таможенного поста выдать паспорт технического состояния автобуса ------ года выпуска, идентификационный номер , двигатель за ; обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР поставить на регистрационный учет автобус ------ года выпуска, идентификационный номер , двигатель за .

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Также пояснили, что истец является добросовестным приобретателем автобуса, так как не знал на время приобретения автобуса, что ПТС поддельный. Истец является собственником имущества, но пользоваться им не может, так как без регистрации в ГИБДД использовать ТС невозможно. Истец обращался в органы ГИБДД и таможенные органы, но ему говорили, что имущество контрабандное и они не могут поставить его на учет. Таможня ссылается на ст.164 ТК РФ, но с 2010 года ТК РФ не действует в части этих ограничений. Ст.320 ТК РФ говорит о том, что таможенные платежи должно осуществлять лицо ввезшее товар на территорию РФ, а истец таковым не является и обязательств перед таможенными органами не несет. У таможенных органов нет оснований для отказа истцу в оформлении ПТС на автобус.

Представитель ответчика Нижегородской таможни Приволжского таможенного Управления ФТС исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв на иск.

Из отзыва на иск следует, что ссылка Сергеева Ю.М. на отсутствие у него обязанности по уплате таможенных платежей в связи с тем, что он не является участником таможенных отношений, является несостоятельной так как, на Сергеева Ю.М. таможенный орган обязанности по уплате таможенных платежей не возлагал. Однако, в соответствии со ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, Сергеев Ю.М. вправе уплатить таможенные платежи за транспортное средство, перемещенное незаконно через таможенную границу Российской Федерации.

Частью 1 статьи 168 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" также установлено, что товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Лица, указанные в ч.1 ст. 168 Закона вправе уплатить таможенные пошлины, налоги, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров. В ч.7. ст. 168 Закона указано, что при выполнении вышеуказанных требований соответствующими лицами, товары рассматриваются для таможенных целей как утратившие статус находящихся под таможенным контролем.

Порядок декларирования товаров незаконно ввезенных на территорию России регламентируется Приказом ФТС России от 14.03.2011 №537 «Об утверждении упрощенного порядка таможенного декларирования товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности». Кроме того, факт перемещения автобуса через таможенную границу без таможенного оформления доказан материалами уголовного дела, следовательно, автобус ввезен на территорию России с нарушением таможенного законодательства.

В части требования о выдаче паспорта транспортного средства, необходимо отметить, что согласно пункту 6 Приказа МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 г. N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", таможенные органы выдают ПТС на транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, и прошедшие таможенное оформление после 1 июля 1997 года. Так как в отношении автобуса марки ------», двигатель , таможенное декларирование не производилось - таможенными органами Российской Федерации ПТС не может быть выдан. Легализация транспортного средства, ввезенного на территорию России незаконно, возможна лишь путем осуществления таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей. Обязанность по уплате таможенных платежей и декларированию транспортного средства не возлагается на Сергеева Ю.М., транспортное средство таможенным органом не изымалось, не арестовывалось. Полагают, что при имеющихся обстоятельствах, нельзя говорить об ограничении таможенным органом полномочий собственника транспортного средства.

Вместе с тем, ст.80 ТК ТС установлены случаи, при наступлении которых таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. К рассматриваемой ситуации эти случаи не применимы. Основания освобождения от уплаты таможенных платежей, приведенные в заявлении Сергеева Ю.М., законодателем не предусмотрены.

Также представитель данного ответчика указала, что в Постановлении Конституционного Суда РФ №7-П от 12.05.2011 ничего не говориться об обязанности таможенных органов по выдаче ПТС на транспортные средства, ввезенные незаконно на территорию РФ. Кроме того, в настоящее время действуют требования к транспортным средствам по экологической безопасности 4 класса, а автомобиль истца не соответствует этим требованиям.

Представитель УГИБДД МВД по Чувашии в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что УГИБДД МВД по Чувашии не отказывало истцу в постановке транспортного средства на регистрационный учет. В случае оформления ПТС на транспортное средство в таможенных органах, вопрос о постановке на регистрационный учет ТС будет решен в установленном порядке.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом в обоснование своих требований представлены:

- выписка из приговора адрес городского суда адрес от дата, вступившего в законную силу дата, по обвинению ФИО12, ФИО13, ФИО14 в совершении ряда преступлений по ч------ УК РФ. Из указанного приговора следует, что вещественные доказательства по делу, в том числе автобус ------, , следует хранить по месту хранения -у Сергеева Ю.М. в адрес. Сведений о принятом решении о судьбе вещественных доказательств, после вступления в силу указанного приговора суду не представлено.

- ответ УГИБДД МВД по Чувашской Республике от дата на обращение Сергеева Ю.М., из которого следует, что Сергееву Ю.М. отказано в совершении регистрационных действий в отношении автобуса в связи тем, что в соответствии с приказом МВД РФ от дата не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства ввозимые на территорию Российской Федерации сроком более 6 месяцев, без предоставления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления. Также указано, что автобус ввезен на территорию Российской Федерации контрабандно и ранее совершенные регистрационные действия аннулированы.

- ответ Нижегородской таможни Приволжского таможенного Управления ФТС от дата на заявление Сергеева Ю.М., из которого следует, чтоСергееву Ю.М. были разъяснены положения таможенного законодательства, регламентирующие возможность таможенного декларирования совершения таможенных операций и уплаты таможенных платежей в отношении товаров незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза либо не выпущенных в соответствии с одной из соответствующих процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов, у лиц приобретших на территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от дата по факту законности выдачи ПТС на автомашину ------ г.выпуска, принадлежащей Сергееву Ю.М. В возбуждении дела было отказано в связи с отсутствием события преступления. В постановлении указано в частности, что маркировка шасси и двигателя автобуса является первичной и изменению не подвергалась. Автобус в числе угнанных и похищенных не значиться. ПТС адрес был выдан взамен утраченного, изменений в первоначальном содержании ПТС не выявлено.

- диагностическая карта транспортного средства от дата, из которой следует, что вышеуказанный автобус при проведении технического осмотра признан исправным.

- из ксерокопии ПТС адрес выданного МРЭО УГИБДД адрес дата, следует, что Сергеев Ю.М. является собственником автобуса ------, , двигатель . Предыдущим собственником автобуса явился ФИО9, а ранее собственником автобуса, на которого изначально был оформлен ПТС, являлся ФИО16

Истцом в обоснование заявленных требований положены утверждения том, что он является добросовестным приобретателем вышеуказанного ТС. Он не является участником таможенных отношений и на него не может быть возложена обязанность по уплате таможенных платежей. В то же время, таможенные органы отказываются оформить паспорт транспортного средства, чем нарушают его права как собственника ТС, так как он не имеет возможности использовать ТС по его предназначению. Обязанность таможенных органов по оформлению паспорта транспортного средства обоснована позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу №7-П от 12.05.2011 "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко".

Действительно, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2011 по делу №7-П, указано, что признание приобретателя ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных платежей транспортного средства собственником данного транспортного средства предполагает необходимость устранения обстоятельств, не позволяющих полноценно использовать принадлежащие ему в силу пункта 1 статьи 209 ГК Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Лишение же данного лица возможности добиться реализации принадлежащих ему правомочий свидетельствовало бы о несоразмерном ограничении права собственности. Сам по себе факт неуплаты таможенных платежей лицом, ответственным за надлежащее таможенное оформление ввозимого на территорию Российской Федерации транспортного средства, не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не препятствуют добросовестному приобретателю (собственнику) ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, в отношении которого не уплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника указанного имущества и не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации данного транспортного средства.

В то же время, вышеуказанная позиция Конституционного Суда Российской Федерации не освобождает добросовестного приобретателя транспортного средства от выполнения обязанности по соблюдению установленного порядка для выдачи паспорта транспортного средства.

В соответствии с п.4 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказами МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.

В соответствии с п.6 Положения, таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 01.07.1997. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства Одобрения или Заключения на шасси.

В соответствии с п.9 Положения, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.

В соответствии с п.20 Положения, оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным органам (в зоне таможенного контроля) или подразделениям Госавтоинспекции.

В соответствии с п.58 Положения, паспорта выдаются таможенными органами в частности:

-после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств;

-после проведения таможенного контроля в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации отменено таможенное оформление транспортных средств или шасси в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Пунктом 58 Положения, предусмотрено, что выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств без таможенного оформления в установленных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси. В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД России, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД России может указываться сотрудником таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения. При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.

В соответствии с п.59 Положения, оформление таможенными органами паспортов производится при условии представления транспортных средств или шасси в таможенные органы.

В соответствии с п.70 Положения, в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, паспорта не выдаются.

В соответствии с п.51 Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Суду не представлены доказательства соблюдения Сергеевым Ю.М. процедуры выдачи паспорта транспортного средства в соответствии с положениями вышеуказанного законодательства. При таких обстоятельствах, требования о возложении обязанности на ответчиков по выдаче паспорта транспортного средства и постановке автобуса на регистрационный учет в органах ГИБДД, не подлежат удовлетворению.

Требование о признании истца добросовестным приобретателем автобуса ------ не является исковым требованием, так как ответчики не оспаривают право собственности истца на указанный в иске автобус. Добросовестность приобретения устанавливается лишь в случае предъявления виндикационного иска (ст.302 ГК РФ). В связи с чем, суд не рассматривает заявленное требование.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Сергееву ФИО19 в удовлетворении требований о возложении обязанности на Нижегородскую таможню Приволжского таможенного Управления ФТС по выдаче паспорта транспортного средства на ------ и на УГИБДД МВД по Чувашии обязанности по постановке на регистрационный учет данного автобуса, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

          Судья         В.В. Евстафьев

Мотивированное решение

Изготовлено 01.08.2011 г.