решение о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией



Дело № 2-955/2011                РЕШЕНИЕ

        именем Российской Федерации

24 марта 2011 г.                                           г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Сорокина Ю.П.,

при секретаре Бариновой М.Р.

с участием представителя истца Аркадьева А.В.,

представителя ответчика Харченко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева Николая Терентьевича к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,

        установил:

Представитель истца по доверенности обратился в суд с указанным иском к ответчику, в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии, а также взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу Терентьева Н.Т. в размере рублей. Исковое заявление мотивировано тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики. Из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав - недоплатах пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты» установлены должностные оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы и лиц начальствующего состава органов внутренних дел). Данное постановление вступило в силу 1 января 1993 года.

Между тем Постановлением Верховного Совета РФ от 22.01.1993 N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" с 1 января 1993 года веден в действие Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".

Пунктом 2 ст. 12 данного Закона предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

В соответствии с Конституцией России от 12.04.1978 года законы Российской Федерации обязательны для исполнения (ст.81). Согласно ст.46 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" при исчислении пенсий военнослужащих учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.

Статьей 57 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" устанавливалось, что суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии со ст. 43, Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию.

Статьей 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В нарушение п.2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 до 01.04.1993 года истцу начислялась пенсия без учета требований о том, что оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.02.1993 до 01.04.1993 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.

Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся до 01.04.1993 года.

Аналогичное требование федерального законодательства об исчислении пенсии с учетом того, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям содержались также в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 М82-Ф3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.

В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.

В силу ст.ст.90, 115 Конституции РФ при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.

С 01.07.1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года ИВКПИ 99-18 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 годаИ 72 признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.01.1999 года до 01.07.1999 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада.

Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г.

Доводы искового заявления о праве истца на перерасчет пенсии за период с 01.02.1993 г. до 01.04.1993 г., а также с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г. соответствуют складывающейся судебной практике (в частности, Определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2009 года, дело N 33-106/2009).

Невыплата в установленном федеральным законодательством размере пенсии существенно затронула имущественные права военных пенсионеров.

Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег в результате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст. 15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.

Право сбора и предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления официальных статистических данных об уровне инфляции и определение индексапотребительских цен представлено Федеральной службе государственной статистики (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399). Все расчеты невыплаченных своевременно денежных средств военным комиссариатом ЧР военным пенсионерам приведены с учетом инфляции на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Расчет недоплаты пенсии приведен в таблицах.

Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено взыскание расходов на оплату услуг представителя с проигравшей стороны.

На оплату услуг представителя истцом всего потрачено рублей. За указанную сумму представитель произвел истцу индивидуальный расчет недоплаты, подготовил исковое заявление, обеспечит представительство его интересов в суде.

При таких обстоятельствах требование о разумности пределов взыскания понесенных судебных расходов полностью выполняется. При обращении истца за юридической помощью в адвокатские образования он понес бы значительно больше судебных расходов, исходя из установленных расценок Адвокатской палатой ЧР.

Пенсия в установленном федеральном законодательством размере не получена по вине Министерства обороны РФ. Согласно статьи 58 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, просит обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу истца в размере руб., в т.ч.: за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 г.г. в сумме руб.; за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 г.г. в сумме руб., а также расходы на оплату услуг представителя в сумме рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Аркадьев В.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, далее уточнил и просил взыскать с ответчика недополученную пенсию с индексацией по 01 марта 2011 года. Также заявил ходатайство сделать запрос в Министерства обороны РФ и для выяснения вопроса произведены ли перерасчеты окладов по воинскому званию действующим военнослужащим или произведены им выплаты для приведения окладов по воинским званиям требованию Закона «О статусе военнослужащих» в спорные периоды. В удовлетворении данного ходатайства представителя истца с учетом мнения представителей ответчика судом отказано.

Представитель ответчика Харченко Н.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Из указанного отзыва следует, что нормы и порядок назначения пенсии пенсионерам Министерства обороны определены Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.

Статьей 43 вышеуказанного Закона предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшего в то время было предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также дополнительные выплаты определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. То есть, в то время установление размеров должностных окладов и окладов по воинскому званию находилось в компетенции исключительно Правительства Российской Федерации.

При этом установление размеров должностных окладов уволенным военнослужащим (военным пенсионерам) законодательством вообще не предусмотрено. Согласно пункту «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии военнослужащим пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.То есть указанный закон говорит о том, что при пересмотре пенсий уволенным военнослужащим учитывается уровень повышения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе. Поскольку для исчисления пенсий из всех составляющих денежного довольствия военнослужащих учитываются только оклады по должности и воинскому званию, а также процентная надбавка за выслугу лет, то реальное изменение размеров пенсий может произойти при условии изменения у военнослужащих, состоящих на службе, именно этих составляющих, поскольку изменение других составляющих денежного довольствия никакого влияния на размер пенсии не оказывает.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года №1638 Правительству Российской Федерации было поручено повысить военнослужащим с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было издано постановление от 19 января 1999 года №72, согласно которому военнослужащим с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями согласно приложению №1 к этому постановлению (пункт 2 постановления).

С учетом этого в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 пересмотр пенсии пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей был осуществлен с 1 июля 1999 года исходя из установленных с этой даты месячных окладов по воинским званиям.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года №72 признан недействительным в части повышения военнослужащим первичных окладов по воинским званиямлишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а приложение №1 к указанному постановлению Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № ВКПИ 00-16 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано ПравительствуРоссийской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (с 1 января 1998 года Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могли быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям должны были составлять не менее половины воинских должностных окладов. При этом остальные размеры окладов по воинским званиям в соответствии с указанным Законом определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих и выплата новых окладов по воинским званиям осуществлялась с 1 июля 1999 года в размерах согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной власти, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Эта самостоятельность заключается в том, что органы исполнительной и судебной власти не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Определение размеров окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат находится в непосредственной компетенции Правительства Российской Федерации.

Не смотря на это, отдельные судебные органы в нарушение статей 10, 120 Конституции Российской Федерации взяли на себя функции Правительства Российской Федерации и стали устанавливать лицам, уволенным с военной службы, оклады по воинским званиям и обязывать в связи с этим пенсионные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти пересматривать размеры пенсий.

Необоснованность таких решений подтверждена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года № ВКПИ 06-94, в котором сказано, что даже Верховный Суд Российской Федерации, учитывая положение статьи 10 Конституции Российской Федерации, не вправе указать Министру обороны Российской Федерации, что в его нормативном акте отсутствует правовое регулирование какого-либо вопроса и обязать внести соответствующее дополнение, так как это противоречит принципу разделения властей.

Тем более суд не может брать на себя функции Правительства Российской Федерации и самостоятельно устанавливать оклады по воинским званиям военным пенсионерам, которые военнослужащим, проходящим военную службу не устанавливались и принимать на основе этого решения о пересмотре пенсий из установленных судом окладов, так это противоречит пункту «б» статьи 49 Закона от 12.02.1993 г.

С учетом вышеуказанного, утверждения истца о якобы имевшем место «действии (бездействии) военного комиссариата, Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в перерасчете размера пенсии», несостоятельно, поскольку не соответствует действующему законодательству, и не должно приниматься судами в качестве основания для удовлетворения таких исковых требований.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года №1372 пенсионными органами в Министерстве обороны Российской Федерации являются военные комиссариаты, на которые возложены задачи по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществлению контроля за правильностью и своевременностью их выплаты. То есть этим Указом определен конкретный орган, отвечающий за назначение и выплату пенсий уволенным военнослужащим и членам их семей. При этом ни Правительство Российской Федерации, ни Министерство обороны Российской Федерации органами, назначающим и выплачивающими пенсию, не являются и не могут быть виновными в недоплате пенсии.

Поскольку никакой вины пенсионных органов не было, так как они действовали строго в соответствии с действовавшими в то время нормативно правовыми актами, то применять в данном случае статью 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года № 4468-1, предусматривающую возможность доплаты пенсии без ограничения срока исковой давности ввиду вины пенсионных органов в недоплате пенсии, оснований не имеется. На основании изложенного просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статей 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно статье 49 вышеуказанного закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

Пунктом 2 ст.12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» было установлено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям определяется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министров и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

Пунктом 2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право определения размеров указанных окладов также представлено Правительству РФ по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Из изложенного следует, что установление окладов по занимаемым воинским должностям и воинским званиям находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановлением СМ - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты» введенным в действие с 01 января 1993 года, установлены должностные оклады военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7. Данное постановление являлось предметом судебной проверки и решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.1998 года №ГКПИ 98-32 было отказано в признании его недействительным.

Указанное постановление в части установления окладов по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7 признано утратившим силу с 1 апреля 1993 года постановлением СМ-Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года №340 «О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», которым установлены новые оклады.

Таким образом, с 01.01.1993 года по 31.03.1993 год оклады по воинским званиям военнослужащих определялись постановлением Правительства Российской Федерации №65 от 27 января 1993 года. Иные оклады Правительством РФ в указанный период не устанавливались.

Исковые требования в части недоплаты пенсии за период с 01.01.1999 года по 01.07.1999 год основаны на том, что п.2 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"в редакции на день принятия закона предусматривалось, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

При этом в нарушение вышеуказанного положения Закона «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 г. №72, принятого в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1998 №1638, было предусмотрено повышение военнослужащим месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в 1,62 раза с 01.01.1999 г., а месячных окладов по воинским званиям с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза. При этом оклады по воинским званиям согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. №72 устанавливались в фиксированном размере согласно приложению №1 к постановлению.

Указанное привело к тому, что в период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 год оклады военнослужащих по воинским званиям были менее половины оклада в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01.07.1999 года по до 31.12.2002 год оклад соответствующий воинскому званию истца повышен но на меньший размер, чем предусматривалось Указом Президента РФ от 24.12.1998 №1638. В последующем повышение оклада по воинскому званию в 1,2 раза на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 производилось исходя из размеров, установленных в соответствии с приложением №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 №72.

Представленные истцом расчеты не оспариваются ответчиком, но указывается на то, что вины ответчика в непроведении перерасчета пенсии нет, так как все их действия основывались на принятых Правительством РФ в пределах его компетенции нормативных актах.

Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 г. N ВКПИ99-18 было признано недействительным (незаконным) п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 N ВКПИ00-16 было признано незаконным и недействительным со дня издания приложение N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638.

Вместе с тем за периоды с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 год, каких-либо иных постановлений Правительства РФ о повышении окладов по воинским званиям действующим военнослужащим, вместо признанных решениями судов незаконными отдельных положений указанных нормативных актов, не принималось и военнослужащим, состоящим на службе, оклады по должностям и воинским званиям, в иных размерах, чем было установлено указанными выше постановлениями Правительства РФ, не выплачивалось. Суду также не представлено доказательства того, что после признания незаконным вышеуказанных положений нормативных актов Правительства РФ, действующим военнослужащим по званию, равному званию истца, выплачивался оклад в большем размере, чем размер оклада, из которого исчислялся истцу при выплате пенсии (указан в справке).

Несоответствие размеров должностных окладов и окладов по воинским званиям, установленных постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 года положениям п.2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года «О статусе военнослужащих», а также признание судом (недействительным (незаконным) указанного выше постановления Правительства РФ само по себе не влечет обязанность пенсионных органов по пересчету пенсии, поскольку вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, статьей 49 которого пересчет пенсии лицам, проходившим военную службу, производится одновременно с повышением денежного довольствия военнослужащих, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. В соответствии с действовавшими в спорные периоды постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливавшими размеры окладов по должностям и по воинским званиям, ответчик перерасчеты не производил. Иные оклады в указанные периоды Правительством Российской Федерации, как указано выше, не устанавливались и военнослужащим, проходившим военную службу, оклады в иных размерах не выплачивались.

Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и по воинским званиям, в том числе и в целях перерасчета пенсии, в связи с чем у Военного комиссариата не имелось оснований для перерасчета пенсии истцу за указанные сроки.

Поскольку вины Военного комиссариата Чувашской Республики в непроведении перерасчета пенсии не имеется, не имеется оснований и для применения ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года, предусматривающий возможность взыскания пенсии без ограничения срока, на что указывал в своем возражении на исковое заявление представитель ответчика, прося отказать в удовлетворении исковых требований и по данному основанию.

Кроме того, если оклад по воинской должности представляет собой оплату, устанавливаемую в зависимости от квалификационных требований, сложности, ответственности работы и устанавливается в виде определенных минимальных и максимальных размеров напрямую связанных с квалификационными требованиями (квалификационные разряды), то оклад по званию представляет собой фиксированную денежную сумму.

Исчисление размера недополученной пенсии из предложенной истцом методики, по сути, изменяет весь порядок исчисления пенсии, так как ставит военных пенсионеров в неравные условия по исчислению оклада по званию имеющих одинаковые звания, но ушедших на пенсию с различных воинских должностей. Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать размеры окладов по званию, это находиться в компетенции Президента РФ и Правительства РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований представителя истца не имеются.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Терентьева Николая Терентьевича к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01.02.1993 по 31.03.1993 в сумме руб. и за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в сумме руб., с индексацией по 01.03.2011 год, взыскании расходов на представителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Председательствующий судья                            Ю.П. Сорокин

          

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2011 года

Не вступило в законную силу.