Дело № 2- 2479/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2011 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Платоновой Л.А., при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В., с участием представителя истца Матвеева Т.М.- Матвеевой Е.Т., представителя ответчика- администрации Ленинского района г. Чебоксары Виноградовой Е.Е., действующей на основании доверенности от 08.07.2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева ФИО8 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения от 12.01.2010 года об отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана- участника Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,
установил:
Матвеев Т.М. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения от 12.01.2010 года об отказа в постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении как ветерана- участника Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что он, являясь ветераном- участником Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах». Однако ответчик своим решением от 12 января 2010 года отказал ему в удовлетворении данного заявления, указав в данном решении, что нуждаемость в жилом помещении у него не возникла, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы (14,5 кв. м.) на каждого члена семьи. Указанный отказ, полагает истец является незаконным и нарушает его жилищные права, т.к. при подсчете общей площади жилого дома были включены также площади сеней, коридора жилого дома, расположенного по адресу: адрес, и в итоге общую площадь дома определили в размере ------ кв. метра. Кроме того, две жилые комнаты проходные, и там трудно проживать разнополым людям, хотя и родственникам. В настоящее вместе в данном жилом доме проживают сам истец и его дочь Матвеева Е.Т. Кроме того, жилой дом, где они проживают ветхий, 1958 года постройки, не благоустроенный. В связи с невозможностью содержания данного дома в надлежащем состоянии, он вынужден был подарить данный жилой дом своей дочери-Матвеевой Е.Т.
Иного жилья истец не имеет и совокупность указанных обстоятельств, по мнению истца, свидетельствует о наличии у него права для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановки на учет нуждающихся в жилом помещении на основании закона «О ветеранах».
Истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца в ходе судебного заедания исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Считает, что истец имеет право на получение благоустроенного жилья.
Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что действительно Матвеев Т.М.. является ветераном- участником Великой Отечественной войны имеет право на льготы установленные законом «О ветеранах». Однако, в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, решением районной жилищной комиссии от 12.01.2010 года на основании п.2. ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказано, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы (14,5 кв. метров) на каждого члена семьи. Кроме того, истец, принадлежащий ему жилой дом, расположенный по адресу: адрес подарил своей дочери Матвеевой Е.Т. на основании договора дарении от 10 декабря 2009 года и обратился с заявлением о принятии его на учет граждан нуждающихся в жилом помещении 29.12.2009 года. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истца о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.
Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истец, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.
Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.
Согласно материалам дела, истец является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для данной категории лиц ст. 14 Закона РФ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем, что подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.
Таким образом, участники Великой Отечественной войны отнесены к специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно материалам дела, 29 декабря 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на наличие у него права на государственную поддержку на основании норм ФЗ «О ветеранах».
Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих, что представленные документы, не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В данном споре выводы ответчика о том, что представленные истцом документы, не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, суд считает правомерными и, как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.
Статей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О Ветеранах» предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" гласит о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Из содержания ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с п.4 части1 ст.11 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике», право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, и, таким образом, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость в жилье.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ в соответствии с которой, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
И в силу ч.2 ст.51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании вышеизложенных норм и признавая обжалуемое истцом решение Администрации Ленинского района г. Чебоксары законным суд приходит к выводу о том, что сделанные комиссией выводы об обеспеченности Матвеевым Т.М.. общей площадью жилого помещения более учетной нормы и об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении судом принимаются обоснованными, поскольку при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно оспариваемому решению от 12.01.2010 года отказ жилищной комиссии в принятии Матвеева Т.М. на учет мотивирован тем, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоят на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, ввиду обеспеченности жилой площадью свыше учетных норм (пукнт2 части 1 ст. 54 ЖК РФ). При этом на основе представленных истцом документов администрация по правилам ч.2 ст. 51 ЖК РФ исходила из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности истца и дочери истца.
Так из представленных истцом документов вместе с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении следует, что он зарегистрирован с составом семьи два человека в жилом доме общей площадью ------ кв. метров в доме адрес в качестве члена семьи собственника- своей дочери Терентьевой Е.Т. Таким образом, суммарная площадь жилых помещений на всех членов семьи истца зарегистрированных вместе с ним составляет ------. метра, что составляет ------ кв. метра на одного члена семьи.
В соответствии с постановлением главы администрации г.Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г.Чебоксары установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека и норма предоставления по договору социального найма - от 16,0 кв.м. до 18,0 кв.м.
Доводы истца, что при учете общей площади жилого дома учтены площади помещений которые не являются жилыми также несостоятельны, т.к. в силу ч. 5 ст. 15 ЖК общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Доводы истца, что принадлежавший ему дом, подаренный в последующем его дочери Матвеевой Е.Т., непригоден для проживания судом во внимание не принимается, так как данный жилой дом в установленном законом порядке не признан не пригодным для проживания.
Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что ответчик договором дарения от 19 декабря 2009 года подарил своей дочери Матвеевой Е.Т. принадлежащий ему жилой дом с земельным участком, расположенным по адресу: адрес, а 29 декабря 2009 года обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку, как участник ВОВ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает действия истца Матвеева Т.М. по дарению принадлежащего ему жилого дома с земельным участком, как действия повлекшие ухудшение жилищных условий.
Совокупность представленных суду доказательств, по мнению суда, свидетельствует о том, что истец намерено ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и реализовать свое право на внеочередное обеспечение жильем в соответствии со специальной нормой закона. Учитывая правовые последствия намеренного ухудшения жилищных условий, принятие истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении могло произойти не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Поскольку со дня совершения названных действий не прошел установленный законом срок, суд приходит к выводу об отсутствии у истца правовых оснований для реализации права на льготное обеспечение жилым помещением.
В этой связи, суд не может согласиться с доводами истца о том, что действиями ответчика было нарушено его право на льготное обеспечение жилым помещением. Более того, постановка истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставление ему вне очереди жилого помещения после совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий, неизбежно приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом на льготное обеспечение жильем и длительное время состоящих в очереди нуждающихся в жилом помещении.
Учитывая все обстоятельства по данному делу, суд приходит к выводу, что вопреки утверждениям истца, отнесение его к категории лиц, обладающих в соответствии со специальным законом правом на льготное обеспечение жильем, само по себе не свидетельствует о возникновении у него права требовать безотлагательного и безусловного обеспечения его жильем, а подлежит реализации в соответствии с установленными жилищным законодательством правилами.
С учетом данных обстоятельств, у суда не имеется оснований для признания оспоренного Матвеевым Т.М. решения об отказе в постановке его на учет нуждающихся в жилье незаконным, поскольку данное решение администрации Ленинского района г. Чебоксары основывала на представленных истцом в администрацию документах, а также самостоятельно истребованных ответчиком документов, и этот отказ соответствует обстоятельствам, которые подтверждаются материалами учетного дела и нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение жилья.
При таких обстоятельствах утверждения истца о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении его заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, не нашли своего подтверждения. В связи с чем, требование истца о восстановлении нарушенного права путем признания решения жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 12.01.2010 года об отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана- участника Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Матвеева ФИО9 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения от 12.01.2010 года об отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана- участника Великой Отечественной войны, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2011 года.
Председательствующий судья Л.А. Платонова