о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным



Копия.

Дело № 2- 2775/2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истицы Николаевой К.И., представителя истицы Блиновой А., истца Николаева Ю.Н., представителей: администрации города Чебоксары - Егоровой О.А., администрации Ленинского района г.Чебоксары, - Виноградовой Е.Е., Финансового управления администрации города Чебоксары - Болховской Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой ФИО11, Николаева ФИО12 к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании отказов в предоставлении социальной выплаты незаконными,

установил:

ФИО1 обратились в суд с иском о признании отказов администрации Ленинского района г.Чебоксары от дата и от дата в предоставлении социальной выплаты за счет средств бюджета города Чебоксары на строительство жилого помещения в размере ------ руб. незаконными, указав в нем, что постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата они были признаны нуждающимися в жилом помещении и включены в список лиц, имеющих право на государственную поддержку. дата они заключили с ------» договор долевого участия в строительстве жилого дома по адрес. Условиями данного договора было предусмотрено, что оплата цены сделки должна быть произведена в срок не позднее дата. Ввиду нехватки собственных средств дата они заключили с ------ договор кредитной линии под лимит выдачи на сумму ------ руб. с обеспечением данного денежного обязательства залогом имущественных прав на строящийся объект недвижимости. Указанные обстоятельства, полагают истцы, являются основанием для предоставления им социальной выплаты в дата году на основании Порядка предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 01.02.2011 № 18. Однако ответчик отказал им в предоставлении названной социальной выплаты, о чем они были извещены письменно. Данный отказ, полагают истцы, является незаконным, поскольку основан на неправильном толковании норм ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости) и положений постановления администрации г. Чебоксары ЧР от 01.02.2011 № 18.

В судебном заседании истцы поддержали данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что они являются работниками бюджетной сферы и имеют право на получение мер социальной поддержки за сет средств муниципального бюджета. Специалисты администрации Ленинского района г. Чебоксары при разъяснении положений о порядке предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары пояснили им, что условием выплаты субсидии является наличие кредитного договора, при этом размер заемных средств на выплату субсидии не влиял. Поэтому они оформили кредит только на сумму ------ Указанный кредит был погашен досрочно. Считают, что с целью отказа в выплате субсидии им намеренно дали неверные разъяснения.

Блинова А., представляющая интересы истицы Николаевой К.И., поддержала своего доверителя, пояснив суду, что в постановлении администрации г. Чебоксары ЧР от 01.02.2011 № 18 не содержится указания на вид кредитования, поэтому заключенный истцами договор об открытии кредитной линии подпадает под условия, указанные в Порядке предоставления социальных выплат гражданам на приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2011 году.

Администрация Ленинского района г. Чебоксары в лице своего представителя Виноградовой Е.Е. иск не признала, пояснив суду, что истцы не отвечали требованиям, указанным в Порядке предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2011 году, поскольку их денежные обязательства перед кредитным учреждением носили краткосрочный характер.

Егорова О.А., представляющая интересы администрации г. Чебоксары иск не признала и поддержала пояснения представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары, пояснив также, что предоставление субсидии на сумму превышающую размер займа, будет свидетельствовать о нецелевом использовании бюджетных средств.

Болховская Т.И., действующая от имени финансового управления администрации г. Чебоксары оставила разрешение данного спора на усмотрение суда, пояснив, что главным распределителем бюджетных средств, предоставляемых на основании постановления администрации г. Чебоксары ЧР от 01.02.2011 № 18 являются районные администрации, ведущие учет таких граждан.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Как определяет Жилищный кодекс РФ, субсидирование является одной из форм обеспечения условий для реализации права на жилище и предполагает использование бюджетных и иных, не запрещенных законом источников денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан (ст. 2 ЖК РФ). Исходя из понятия субсидии, содержащегося в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 БК РФ), субсидия предполагает долевое финансирование целевых расходов.

Таким образом, приобретение жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления является одним из способов удовлетворения гражданами права на жилище. Данный способ отнесен к группе смешанных способов реализации права граждан на жилище.

Место и роль ипотечного жилищного кредитования в жилищном финансировании, а также стратегия государства в становлении и развитии данной сферы определены в Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, подготовленной в развитие федеральной целевой программы "Свой дом", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 753. Современная государственная жилищная политика наряду с прежней ориентацией на нужды социально не защищенных групп населения делает акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами и накоплениями. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.

Задача государства в новых условиях заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно - финансовую сферу посредством развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, перехода от практики строительства жилья за счет бюджетных средств и его последующего бесплатного распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств.

Таким образом, жилищная политика государства на современном этапе предусматривает развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья, а погашение долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение жилья является одним из способов социальной поддержки отдельных категорий граждан.

При этом за государством безусловно остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма тех граждан, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью долгосрочного кредита и безвозмездных субсидий, покрывающих часть стоимости жилья.

Определяя основные направления и подходы к созданию эффективного рыночного механизма жилищного финансирования, позволяющего обеспечить комплексное решение жилищной проблемы, федеральный законодатель выделяет следующие основные взаимосвязанные блоки: долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения; кредитование жилищного строительства; государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий).

Основой Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации является создание рыночной системы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для приобретения готового жилья на свободном рынке, включая как вновь построенное жилье, так и жилье на вторичном рынке. На этом направлении государство выполняет регулирующую роль посредством создания правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников системы жилищного кредитования, которая включает в себя предоставление долгосрочных жилищных ипотечных кредитов коммерческими банками и иными кредиторами гражданам - заемщикам, а также механизм обеспечения кредиторов необходимыми долгосрочными ресурсами для кредитования.

Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита либо погашения затрат (части затрат) на приобретение жилья. Для определенных законодательством категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, уволенных и увольняемых с военной службы, и др.) субсидии могут предоставляться в соответствии с установленным порядком.

Таким образом, основная функция государства в процессе формирования рыночной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования состоит в создании надлежащей законодательной и нормативной базы с целью правового обеспечения прав кредиторов - залогодержателей и инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредитные ресурсы, а также обеспечения социальных гарантий, предоставляемых гражданам, приобретающим жилье с помощью ипотечных кредитов.

В зависимости от уровня власти, предоставляющей субсидии в жилищной сфере, и уровня бюджетного финансирования различают: федеральные, региональные и муниципальные субсидии.

В данном споре истцы заявляют о наличии у них права на получение муниципальной субсидии в размере ------ руб., обосновывая данное право отнесением их к работникам бюджетной сферы и использованием в строительстве жилья краткосрочного займа на сумму ------

Основным направлением в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в этой сфере законодатель предусматривает поддержание платежеспособного спроса населения на жилье посредством выделения бюджетных средств, предназначенных для целевой адресной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме безвозмездных субсидий, предоставляемых для выплаты первоначального взноса.

В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. № 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства" постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 01.02.2011 № 18 утвержден Порядок предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2011 году, который устанавливает меры социальной поддержки работникам бюджетной сферы и определяет критерии, которым должны соответствовать заявители.

Так, средства бюджета города Чебоксары, предусмотренные на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляются на предоставление социальных выплат работникам бюджетной сферы, имеющим трудовой стаж в этой сфере по основному месту работы не менее 1 года, привлекшим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах, не использовавшим социальную выплату или иную форму государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Чувашской Республики и бюджета города Чебоксары на приобретение этого жилья, подавшим заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья с документами в администрацию района до 5 апреля 2010 года.

Социальные выплаты предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством в администрациях районов города Чебоксары Чувашской Республики.

Социальные выплаты предоставляются в размере 25 процентов от стоимости жилья в пределах социальной нормы площади жилья после заключения кредитного договора.

Учитывая, что бюджетные средства имеют строго целевое назначение, они должны расходоваться для выплаты субсидии на компенсацию затрат на приобретение жилья только той категории граждан, которая подпадает под все условия, необходимые для реализации названного права. Применительно к данному виду субсидий одним из условий предоставления субсидии является наличие долговых кредитных обязательств.

Как указано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 (ред. от 08.05.2002) "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Из материалов дела следует, что дата истцы заключили договор долевого участия в строительстве жилья, застройщиком по которому выступало ------ Условиями данного договора оплата цены сделки за счет кредитных (заемных) средств не предусмотрена. В соответствии с достигнутой договоренностью оплата производилась истцами в три этапа: денежные средства в сумме ------ вносились при подписании договора, ------ руб. в срок не позднее дата, а сумма в размере ------ руб. в срок не позднее дата.

Судом также установлено, что дата истцы заключили с ------ договор кредитной линии под лимит выдачи на сумму ------ руб. сроком до дата с обеспечением данного денежного обязательства залогом имущественных прав истцов на строящийся объект недвижимости. Как пояснила суду сторона истца, заем был полностью погашен в конце дата года. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата, обременение права собственности истцов на адрес (ипотека в силу закона) не было зарегистрировано.

Таким образом, к моменту обращения с заявлением о предоставлении субсидии денежных обязательств, обусловленных строительством жилья, перед какими-либо кредитными учреждениями истцы не имели.

Совокупность установленных судом обстоятельств не позволяет суду сделать вывод об обоснованности требований истцов. Других требований суду не заявлено. Учитывая, что изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшения размера заявленных требований является исключительным правом истца, суд разрешает данный сор в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Николаевой ФИО13, Николаева ФИО14 к администрации Ленинского района г.Чебоксары о признании отказа от дата года и от дата года в предоставлении социальной выплаты за счет средств бюджета города Чебоксары на строительство жилого помещения в размере ------ руб. незаконными отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 05 октября 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева