установка прибора электрической энергии



Дело № 2-3177 /2011                                                                                       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием прокурора Калининой Е.В., истицы Евстифеевой П.С., представителя администрации города Чебоксары - Матвеевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Чебоксары к администрации города Чебоксары о признании бездействия по установке в жилом помещении прибора учета электрической энергии незаконным и о возложении обязанности обеспечить установку прибора учета электрической энергии,

установил:

Обратившись в суд с иском в защиту жилищных прав Евстифеевой П.С., прокурор указал в нем, что 08 апреля 2011 года в прокуратуру Ленинского района г. Чебоксары поступило обращение истицы, из которого следовало, что она является нанимателем квартиры адрес Ввиду того, что в ее квартире установлен старый прибор, который подлежит замене, с марта 2010 года начисление за потребляемую электроэнергию производится исходя из нормативов потребления. В ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что в квартире истицы установлен электросчетчик 1988 года выпуска с классом точности 2,5, тогда как действующее законодательство предусматривает установление современных приборов учета с более высоким классом точности. Обращение истицы с заявлением о замене указанного прибора ответчиком оставлено без удовлетворения. Учитывая, что занимаемая истицей жилая площадь находится в муниципальной собственности, обязанность по замене прибора учета электрической энергии, полагает прокурор, должна быть возложена на муниципальное образование.

В судебном заседании прокурор данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что на момент обращения в суд с данным иском каких-либо действий, направленных на исполнение требований истицы, ответчик не совершил, замена счетчика не произведена.

Истица иск поддержала, пояснив также, что работники управляющей компании по вопросу замены электросчетчика к ней пока не обращались.

Матвеева М.Д., представляющая интересы ответчика, в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что наймодателем по договору социального найма, заключенному с истицей, выступает МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары», в связи с чем исполнение указанной в иске обязанности должно быть возложено на наймодателя. Решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 30 июня 2011 года № 261 в бюджет муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2011 год внесены изменения, в соответствии с которыми МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» на установку приборов учета выделено 500 тыс. руб. На указанную сумму произведена закупка индивидуальных приборов учета, которые уже переданы управляющим компаниям для проведения их установки по списку нанимателей, обратившихся с заявлениями о замене приборов учета электрической энергии. Истица значится в этом списке под номером «4».

МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары», ООО УК «Текстильщик» о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Государственная жилищная инспекция ЧР направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без участия их представителя.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, адрес принадлежат на праве собственности муниципальному образованию города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и предоставлена истице на основании договора социального найма жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда.

Как следует из содержания иска, прибор учета электроэнергии в указанной квартире имеет класс точности 2,5. В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 15.03.2005 № 53-ст приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем исключены из государственного реестра средств измерений.

Полагая, что замена индивидуальных приборов учета электрической энергии класса точности 2,5, используемых для учета потребляемой в указанной квартире электрической энергии, на приборы учета электрической энергии, имеющие класс точности 2,0, является обязанностью администрации г. Чебоксары как собственника данной квартиры, прокурор, реализуя предоставленные ему ст. 45 ГПК РФ полномочия обратился в суд с данным иском.

В соответствии со статьей 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ст. 60 ЖК РФ)

Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, 681, пунктов 1 - 3 ст. 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Из содержания ст. 61 Жилищного кодекса РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.

В силу ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в частности, обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

В соответствии с абзацем 2 подпункта "е" пункта 4 Типового договора социального найма, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Соответствие данных положений Типового договора действующему законодательству были предметом судебного разбирательства в Верховном суде РФ и решением от 04.08.2006 № ГКПИ06-586 Верховный Суд РФ заявление о признании их недействующими оставил без удовлетворения.

Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, согласно которым замена индивидуальных приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения.

Согласно материалам дела, прибор учета электрической энергии, требование о замене которого заявлено прокурором, необходим для учета электроэнергии, потребляемой абонентом - гражданином, проживающим в адрес находится в квартире жилого адрес ( л.д. 22). Поскольку названный прибор учета предназначен для учета электрической энергии, потребляемой одной квартирой, расположен в самой квартире, данный прибор учета не может быть отнесен к общему имуществу многоквартирного жилого дома.

По смыслу приведенных правовых норм в спорной правовой ситуации замена прибора учета (квартирного счетчика), относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, которые должны выполняться нанимателем за свой счет.

Вместе с тем, статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ установлено, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (часть 5); собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7); с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (часть 9).

Из приведенных законоположений следует, что собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора.

Во исполнение требований ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ, которые устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (пункт 1).

Пункт 140 названных правил предусматривает, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.

Таким образом, энергосбытовая организация обязана на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивать за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в их собственности.

В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, такой договор заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы (пункт 3).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возложена на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанность по установке за счет его средств прибора учета не установлена.

Согласно ст. 314 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Понятие обязательства и основания его возникновения закреплены в статье 307 ГК РФ, согласно которой В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

Применительно к разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам, вызванным ненадлежащим исполнением публично-правовым образованием обязанности по содержанию принадлежащих ему квартир, должно являться непосредственно публично-правовое образование.

Учитывая положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, который, по мнению суда, подлежит применению к спорным правоотношениям, как специальный, суд приходит к выводу об обоснованности требований о наличии у администрации города Чебоксары обязанности по обеспечению в переходный период установки в жилых помещениях муниципального фонда индивидуальных приборов учета электрической энергии.

Вместе с тем, положения пункта 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусматривают, что обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета должна быть исполнена собственниками помещений в многоквартирных домах до 1 января 2012 года, в связи с чем предъявление исковых требований о признании бездействия муниципального образования к установке приборов учета электрической энергии до указанной даты нельзя признать обоснованным и иск в этой части не может быть удовлетворен.

К тому же, как следует из представленных суду доказательств, муниципальное образование проводит работу по исполнению требований названного закона.

Так, решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 30 июня 2011 года № 261 в бюджет муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2011 год внесены изменения, в соответствии с которыми МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» на установку приборов учета выделено 500 тыс. руб. Муниципальным образованием также сформирован список нанимателей, обратившихся с заявлениями о замене приборов учета электрической энергии, в который под номером «4» включена и истица. Как пояснил представитель ответчика, на указанную сумму произведена закупка индивидуальных приборов учета и они уже передаются управляющим компаниям для проведения их установки. Доказательств, опровергающих данные доводы ответчика, сторона истца не представила.

Суд также учитывает и то обстоятельство, что ни Правила предоставления коммунальных услуг, ни Правила розничных рынков не исключают возможности обеспечения электрической энергией жилых помещений (квартир), в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии.

Как следует из пункта 136 Правил розничных рынков, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.

Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары обеспечить установку в адрес прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям действующего законодательства.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева