Дело № № Р Е Ш Е Н И Е 12 сентября 2011 г. г. Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н., при секретаре Лукиной Т.П., с участием истцов Сорокиной Л.В. и Денисовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной ------ и Денисовой ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании за ними право на звание и в обязании подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении такого звания, у с т а н о в и л : Сорокина Л.В. и Денисова М.М., ссылаясь на подп.2 п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах», обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении им звания «Ветеран труда», признании за ними права на звание «Ветеран труда» и в обязании ответчика подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении такого звания. Свои требования истцы мотивировали тем, что они работали в ------ ------ и в феврале 2005 г. вышли на пенсию, имея ведомственный знак отличия «25 лет безупречной работы в потребительской кооперации». 17 декабря 2004 г. обратились в отдел социальной защиты населения Урмарского района, предоставив необходимые документы для присвоения звания «Ветеран труда», но такое звание им не было присвоено, о причинах отказа не было сообщено письменно, в связи с чем 12 апреля 2011 г. они вновь обратились с аналогичной просьбой к ответчику. Соответственно, 26 апреля и 5 мая 2011 г. от ответчика они получили мотивированный отказ в присвоении им этого звания со ссылкой на постановление Кабинета Министров Чувашской Республики №226 от 16.09.2005 г. «Об утверждении Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда» и Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации». Данный отказ считают незаконным, так как согласно разъяснениям о порядке присвоения звания «Ветеран труда», данным в письме Минтруда РФ от 7 октября 1998 г. №5635-КС, ведомственный знак Центросоюза «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» был включен в перечень ведомственных знаков за отличие в труде, что свидетельствует о том, что Центросоюз признавался ведомством, как центральное учреждение потребительской кооперации России, имеющий по отношению к потребительским обществам контрольные и распорядительные функции. Его решения имеют обязательный характер, так как является органом, ведающим определенной отраслью. Бывшие работники ------, вышедшие на пенсию ранее их, были награждены знаками отличия Центросоюза (20, 25 и 30 лет безупречной работы в потребительской кооперации), получили звание «Ветеран труда», хотя правовое положение Центросоюза осталось прежним. В судебном заседании истцы поддержали свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика- Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ------ в судебное заседание не явилась, ограничилась направлением письменного отзыва, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствии, отказав в удовлетворении требовании истцов по тем основаниям, что категория лиц, являющихся ветеранами труда, определены ст.7 ФЗ «О ветеранах», а в ст.28 определен порядок реализации мер поддержки ветеранов, который осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца. В целях обеспечения социальной поддержки граждан, проживающих на территории Чувашской Республики и являющихся ветеранами труда, во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2005 г. №62 «О присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 г. №226 утвержден Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветеран труда. Подп.«а» п.3 Порядка и условий определено, что для лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» служат удостоверения к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ. Данным же постановлением утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». В связи с тем, что награда Центросоюза потребительских обществ России, знак Центросоюза России «За добросовестный труд в потребительской кооперации», не является наградой органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ, она не включена в данный Перечень. Согласно ст.1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ, членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и союзам правовых, информационных и иных услуг, то есть Центросоюз РФ не выполняет каких-либо государственных функций. Утверждая Перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», Кабинет Министров Чувашской Республики действовал исключительно в рамках предоставленных ему п.4 ст.7 ФЗ «О ветеранах» полномочий и не был связан ранее сложившейся практикой определения ведомственных знаков отличия в труде, обобщенной в письме Минтруда РФ от 07 октября 1998 г. № 5635-КС. По смыслу вышеуказанной нормы законом субъекта может быть самостоятельно определен перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Постановление Кабинета Министров ЧР от 16 сентября 2005 г. № 226 до настоящего времени не обжаловано, является действующим. Выслушав истцов и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из представленных истцами документов судом установлено, что истица Сорокина Л,В., ------ имеет удостоверение к знаку отличия «25 лет безупречной работы в потребительской кооперации», выданное 20 июля 2002 г. председателем правления Чувашского респотребсоюза. 17 декабря 2004 г. она обратилась к главе райадминистрации с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». По состоянию на 17 декабря 2004 г. ее общий трудовой стаж составлял ------. Истица Денисова М.М., ------ имеет удостоверение к знаку отличия «25 лет безупречной работы в потребительской кооперации», выданное 20 июля 2002 г. председателем правления Чувашского респотребсоюза (л.д.15). 17 декабря 2004 г. она также обратилась к главе райадминистрации с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». По состоянию на 17 декабря 2004 г. ее общий трудовой стаж составлял ------ Из письменных ответов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 26 апреля 2011 г. (Денисовой М.М.) и от 3 мая 2011 г. (Сорокиной Л.В.) следует, что в присвоении звания «Ветеран труда» с учетом наград Чувашпотребсоюза истице не представляется возможным, так как отношения, связанные с установлением статуса и обеспечением социальной поддержки ветеранов, регулируются ФЗ «О ветеранах», согласно ст.7 которого они не имеют оснований для присвоения им такого звания. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. ФЗ РФ от 19 декабря 2005 года №163-ФЗ дополнил статью 7 ФЗ «О ветеранах» пунктом 4, возложившим на субъекты Российской Федерации полномочие по установлению организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания «Ветеран труда», который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. Данная норма согласуется с положениями ФЗ от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса РФ. Согласно подп.24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст.26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ, указавшим, что ФЗ «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп.2 п.1 ст.7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.4 ст.7 этого ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. №1588-О-О, от 17 июня 2010 г. №763-О-О и от 21 апреля 2011 г. №544-О-О). Указом Президента Чувашской Республики от 4 августа 2005 г. №62 «О присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики» постановлено присваивать указанное звание лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Кабинету Министров Республики поручено разработать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда. Во исполнение данного поручения высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики-Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 г. №226 утверждены порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда, согласно п.1 которого звание «Ветеран труда» присваивается решением Кабинета Министров Чувашской Республики лицам, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республики, являющимся ветеранами труда в соответствии с п.п.2 п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п.«а» п.3 указанного Порядка для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или РФ, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» служат документы подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ (удостоверение к медали, орденская книжка, удостоверение к почетным званиям СССР, Российской Федерации), либо награждение ведомственными знаками отличия в труде по перечню согласно приложению №1а к настоящему Порядку (удостоверение к нагрудным и почетным знакам, медалям, почетным и заслуженным званиям от имени органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ, почетные грамоты органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ). В силу п.5 вышеуказанного Порядка решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики в 30-дневный срок со дня поступления всех необходимых материалов в Министерство. МЗ и СР ЧР изучает материалы, включающие документы, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда», и готовит проект решения для внесения в Кабинет Министров ЧР. Уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» направляется лицу, претендующему на присвоение звания «Ветеран труда», в 20-дневный срок со дня их поступления в Министерство с указанием причин отказа. При несогласии лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», с отказом в присвоении звания «Ветеран труда», он может быть обжалован в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие документов, указанных в п.3 Порядка. Субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Однако суд не может принять на себя или обязать органы государственной власти субъекта Российской Федерации принять дополнительные нормы о включении в перечень ведомственных знаков для присвоения указанного выше звания наград, которыми отмечены истцы Сорокина Л.В. и Денисова М.М. Так,Министерство здравоохранения и социального развития РФ своим письмом от 2 июня 2008 г. №3854-ЮВ информировало, что Министерством юстиции РФ была проведена юридическая экспертиза письма Министерства труда РФ от 7 октября 1998 г. №5636-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» (письмо Минюста России от 29 апреля 2008 г. №01/4280-АБ). По информации Минюста России, применение на практике письма Минтруда России от 7 октября 1998 г. №5635-КС является неправомерным. В соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В связи с этим письмо Министерства труда РФ от 7 октября 1998 г. №5635-КС отозвано, а его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным. Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истцов. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Сорокиной ------ и Денисовой ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании за ними права на звание и в обязании подготовить проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики о присвоении такого звания, отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским Судья: Мотивированное решение составлено 16 сентября 2011 г. Решение не вступило в законную силу.
делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский
районный суд г. Чебоксары после составления мотивированного решения, начиная с
19 сентября 2011 г.