решение по делу



Дело № ------

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

15 сентября 2011 г.                                               г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,

при секретаре Лукиной Т.П.,

с участием пом.прокурора Калининского района г.Чебоксары Чинчиковой А.А.,

истицы Головиной С.В.,

ее представителя Сайфутдинова З.С.,

представителя ответчика Павловой А.Н.,

представителя третьего лица Седловой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Головиной ------ к администрации г.Чебоксары об обязании предоставить по установленным нормам жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Прокурор Калининского района г.Чебоксары в интересах Головиной С.В., ссылаясь на ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.2 ч.1 ст.11 и ч.4 ст.2 Закона ЧР от 17 октября 2005 г. «О регулировании жилищных отношений»», ч.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обратился в суд к администрации г.Чебоксары об обязании предоставить ей по установленным нормам благоустроенное жилое помещение вне очереди, как сироте, оставшейся без попечения родителей, по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование искового требования указано, что Головина С.В., ------, постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары №90 от 30 января 2009 г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список «Сироты», до настоящего времени жильем не обеспечена. Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по ЧР сведения о зарегистрированных правах собственности на объекты недвижимого имущества на территории Чувашской Республики за Головиной С.В. отсутствуют. Кроме того, по сведениям МУП БТИ и ПЖФ г.Чебоксары в приватизации жилых помещений в г.Чебоксары она участия не принимала. В связи с тем, что администрация Калининского района г.Чебоксары и администрация города в течение длительного времени не принимают меры по обеспечению ее жилым помещением, грубо нарушаются жилищные права истицы.

В судебном заседании пом.прокурора Калининского района г.Чебоксары Чинчикова А.А. поддержала исковые требования прокурора по основаниям, изложенным в заявлении.

Истица Головина С.В. также поддержала заявленные в ее интересах требования прокурора о предоставлении жилья, дополнив суду о том, что ранее при жизни матери она проживала вместе с ней на жилплощади ее сожителя ------ осужденного впоследствии к лишению свободы на срок 5 лет за причинение тяжкого вреда здоровью. Своего жилья она не имеет, формально зарегистрирована на жилплощади родственницы ------, где последняя проживает вместе со своей семьей из 5 человек.

Представитель истицы Сайфутдинов З.С. поддержал заявление прокурора.

Представитель администрации г.Чебоксары Павлова А.Н. требование прокурора не признала по тем основаниям, что в случае удовлетворения иска будут нарушены интересы других сирот, которые поставлены в очередь на получение жилья ранее истицы.

Представитель третьего лица- администрации Калининского района г.Чебоксары Седлова В.Е. требования прокурора не поддержала, суду пояснила, что истица состоит у них в очереди на внеочередное получение жилья и предоставление ей жилья вне очереди по решению суда нарушит интересы всех впереди стоящих лиц.

Третьи лица - Министерство финансов ЧР и Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, извещенные надлежащим образом, своего представителя для участия в суде не направили, просили рассмотреть дело без участия их представителей.

Выслушав прокурора, истицу, ее представителя, а также представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковое требование прокурора по следующим основаниям.

Из свидетельства о рождении Ш-РЛ №407728, выданного отделом ЗАГС администрации Калининского района г.Чебоксары 27 июля 1994 г. справки о рождении №239-Г, выданной 18 июля 2006 г., свидетельства о смерти 1-РЛ №676332, выданного 14 июля 2006 г., судом установлено, что истица является сиротой (------ умерла ------ сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери ребенка ------ Из личной книжки матери ------) №722180 следует, что она являлась одинокой матерью по отношению к дочери ------

Постановлением администрации Калининского района г.Чебоксары №90 от 30 января 2009 г. согласно ст.ст.51 и 57 ЖК РФ по заявлению Головиной С.В. и предложению районной общественной комиссии по жилищным вопросам от 15 января 2009 г., истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма с 15 января 2009 г., как сирота, ранее проживавшая в г------ с составом семьи один человек. (л.д.10).

Из материалов дела видно, что органы МУП «БТИ и ПЖФ» и Управление Росреестра по ЧР сведениями о наличии у истицы жилого помещения на праве собственности в городе Чебоксары и в Чувашской Республике не располагают.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ и ч.3 ст.49 ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит, в том числе, и детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и п.1 ст.57 ЖК РСФСР, действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с п.«к» ч.1 ст.72 Конституции РФ жилищное законодательством находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 ЖК РФ.

Так, в соответствии с ч.2 ст.11 Закона ЧР, к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством РФ основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года, а согласно п.4 ст.11 Закона ЧР полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями РФ, переданными федеральными законами субъектам РФ, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

В соответствии со ст.17 Закона ЧР органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ЧР наделяются государственными полномочиями ЧР по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в п.п. 1 - 3 ч.1 ст.11 Закона ЧР, в соответствии с законом ЧР о наделении органов местного самоуправления в ЧР отдельными государственными полномочиями.

К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно ст.11 Закона ЧР относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Право истицы на льготное обеспечение жильем предусмотрено и ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ч.1 ст.8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с абз.4 ст.1 данного ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Из представленного учетного дела истца усматривается, что он относится к числу граждан, на которых распространяется действие ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям. В связи с этим требование прокурора в интересах истца о возложении на ответчика в лице администрации г.Чебоксары обязанности по принудительному исполнению названного закона является обоснованным.

Согласно п.3 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а согласно ст.ст.41 и 50 Устава муниципального образования г.Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация г.Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г.Чебоксары, в связи с чем суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истице жилого помещения на администрацию г.Чебоксары.

Вместе с тем, согласно ч.3 ст.11 вышеуказанного Закона ЧР, полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации г.Чебоксары по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в п.5 ст. 57 ЖК РФ. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В п.4 ст.12 Закона ЧР закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Положения о предоставлении жилой площади таким категориям граждан в порядке очередности отсутствуют, разрешение требования о предоставлении жилой площади федеральный законодатель не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих таким правом. Норма о льготном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит оснований отказа данным лицам в реализации указанного права.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое требование прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Головиной ------ удовлетворить.

Обязать администрацию г.Чебоксары предоставить Головиной ------ на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Чебоксары со дня составления мотивированного решения, начиная с 21 сентября 2011 г.

Судья:

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2011 г.

Решение не вступило в законную силу.