о признании бездействия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политики и тарифам незаконным



Гр.дело № 2- 3852/2011 года                                                                      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 года                                                                            г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:

председательствующего судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.,

с участием заявителя Горшковой Г.В.,

представителя заявителя Демяшкина И.К., представившего ордер от дата,

представителей заинтересованного лица Соколовой Н.Е., представившей доверенность от дата, и ФИО4, представившего доверенность от дата ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горшковой Г.В. о признании бездействия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам незаконным,

УСТАНОВИЛ :

Горшкова Г.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением о признании бездействия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам незаконным. В обосновании заявления указала, что, она проживает в доме по адресу: адрес который был построен в ------ году передан Центрсоюзу РФ. В ------ году она вместе со своей семьей вселилась в него согласно выданному ордеру. По документам, вышеуказанный жилой дом числится как общежитие, находящееся в собственности Центрального союза потребительских обществ РФ. На основании договора аренды от дата сроком на ------ лет этот жилой дом арендует Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центрального союза потребительских обществ РФ «Российский университет кооперации». На основании приказа ректора Автономной некоммерческой организации Центрального союза потребительских обществ РФ «Российский университет кооперации» ФИО5, утвержден порядок оплаты проживания в общежитиях Центросоюза РФ, в соответствии с которым, начиная с ------ года руководство Центрсоюза и Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации незаконно начисляет и взимает с нее и других жильцов в названном доме в счет оплаты за найм жилого помещения и услуг ЖКХ не менее ------ рублей в месяц. Согласно письма главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики ФИО6 от дата руководство АНО СПО «Центрального союза потребительских обществ РФ «Российский университет кооперации» суммы к оплате превышают утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.12.2008 года № 960 федеральные стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м площади жилья в месяц по ЧР в три раза. В связи с этим, в марте она обращалась в Управление Роспотребнадзора по ЧР с заявлением о возбуждении в отношении АНО СПО «Центрального союза потребительских обществ РФ «Российский университет кооперации» и Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации дела об административном правонарушении и привлечении указанных юридических лиц к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ - «нарушение порядка ценообразования». Управление Роспотребнадзора по ЧР письмом сообщило, что решение указанного вопроса не входит в их компетенцию, заявление перенаправлено в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. Письмом руководителя Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам ФИО7 от дата ей было сообщено, что обращение рассмотрено, нарушений в части применения тарифов, утвержденных Госслужбой, не обнаружено. Однако, Горшкова Г.В. считает, что в указанном случае, имеет место бездействие, выразившееся в непринятии процессуального решения, которое, с учетом положений ст. 28.1, ст. 14.6, ст. 23.51 КоАП РФ является незаконным и необоснованным. Госслужбой никакого определения о возбуждении дела об административном правонарушении, либо об отказе в его возбуждении не выносилось, что является существенным несоблюдением установленного порядка, предусмотренного КоАП РФ. В результате указанного бездействия, нарушены ее права и свободы, созданы препятствия к их осуществлению, в частности, она лишена возможности обжаловать принятое по существу решение, в случае несогласия с ним. С учетом изложенного, просит признать бездействия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам незаконным.

Заявитель Горшкова Г.В., в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме по изложенным нем основаниям, дополнительно пояснила, что о нарушении ее прав указанным незаконным бездействием Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам она узнала из письма Госслужбы от дата, которое она получила ------ или дата

Представитель Горшковой Г.В. - ФИО8 в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме по изложенным нем основаниям, дополнительно пояснив, что установленный ГПК РФ трехмесячный срок обжалования пропущен по уважительной причине, поскольку Горшкова Г.В. сначала обжаловала в Московский районный суд г. Чебоксары бездействие Управление Роспотребнадзора по ЧР, т.е. ошиблась с определением органа, действия которого надо обжаловать. Полагает срок подлежащим восстановлению.

Представители заинтересованного лица Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам заявление не признали, прояснив, что в соответствии с абзацами 5.12 пункта 7 Положения о Госслужбе, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 2010 года № 456.), Госслужба принимает решение об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение и очистки сточных вод. Кроме того, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) принимает решение об установлении тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) для населения (абзац 2 пункта 7 Положения). Согласно пункту 22 Положения Госслужба осуществляет контроль за правильностью применения установленных цен (тарифов), государственное регулирование которых осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и Госслужбой.

Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляются Кабинетом Министров Чувашской Республики (приложение 1) и Госслужбой (приложение № 2) утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 года № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Пунктом 17 Положения в рамках своих полномочий Госслужба привлекает к ответственности виновных лиц за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Статьей 23.51 КоАП РФ органы уполномоченные в области государственного регулирования наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5 и статьей 19.7.1 КоАП РФ.

На основании письма Прокуратуры Чувашской Республики от дата Госслужбой совместно с Прокуратурой Московского района г. Чебоксары была проведена выездная проверка по вопросу правильности применения тарифов на коммунальные услуги (далее - Проверка) Чебоксарским кооперативным институтом -филиалом Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации» (далее - Институт).

В ходе Проверки установленных тарифов на холодную воду, водоотведение. тепловую энергию, горячую воду и электрическую энергию, применяемых Институтом при определении размера платы за жилое помещение по адресу: адрес, нарушения в ценообразовании, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ, не выявлены.

В связи с чем, дело об административном правонарушении Госслужбой в отношении Института не возбуждалось.

Кроме того, в ходе проверки по вопросу правильности применения тарифов на коммунальные услуги была проверена также жалоба Горшковой Г.В., проживающей по адресу адрес, поступившая в адрес Госслужбы через Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике (письмо от дата ).

Информация о результатах Проверки по вопросу правильности применения тарифов на коммунальные услуги была представлена Горшковой Г.В. письмом Госслужбы от дата .

В настоящее время оснований для возбуждения дела об административном правонарушении или вынесения постановления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не имеется. Заявителем пропущен установленный законом трехмесячный срок для обжалования действия (бездействия) Госслужбы.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

В силу ст. 23.51 КоАП РФ органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5 и статьей 19.7.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 17 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 13.08.2009 № 265 Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в числе прочих выполняет одну из основных функций: рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и привлекает к ответственности виновных лиц за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

Как следует из материалов дела, Горшковой Г.В. была подана жалоба на имя врио руководителя Управления Роспотребнадзора по ЧР - Чувашии по факту завышения тарифов на оплату за жилье и коммунальные услуги в жилом адрес, в котором было указано на нарушение АНО СПО «Центрального союза потребительских обществ РФ «Российский университет кооперации» и Чебоксарского кооперативного института Российского университета норм ст. 14.6 КоАП РФ.

Письмом Управления Роспотребнадзора от дата Горшковой Г.В. было разъяснено, что разрешение поставленных в ее обращении вопросах не входит в их компетенцию, в связи с чем, в соответствии со ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» копия обращения была направлена в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Горшковой Г.В. направлено письмо от дата с информацией о том, что нарушений в части применения тарифов, Госслужбой не обнаружено, и рекомендацией проверить свое право на получение ежемесячной денежной выплаты и субсидии в отделе социальной защиты населения.

Как следует из объяснений заявителя о нарушении ее прав указанным незаконным бездействием Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам она узнала из письма Госслужбы от дата, которое она получила ------ или дата

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Таким образом, срок обжалования истек дата, тогда как заявление в суд подано лишь дата посредством почтовой связи, в суд поступило дата.

В заявлении Горшковой Г.В. сведений о причинах пропуска указанного срока не приводится. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что установленный ГПК РФ трехмесячный срок обжалования пропущен по уважительной причине, поскольку Горшкова Г.В. сначала обжаловала в Московский районный суд г. Чебоксары бездействие Управление Роспотребнадзора по ЧР, т.е. ошиблась с определением органа, действия которого надо обжаловать.

Решением Московского районного суда г. Чебоксары от дата Горшковой Г.В. отказано в признании незаконным решения Управления Роспотребнадзора по ЧР за исх. от дата и бездействия Управления Роспотребнадзора по ЧР, выразившегося в непринятии процессуального решения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ, возложении обязанности рассмотреть по существу заявление и вынести по нему процессуальное решение, предусмотренное КоАП РФ.

Как указано в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Ошибка заявителя с определением органа, действия которого надо обжаловать, не является уважительной причиной пропуска установленного ст. 256 ГПК РФ срока. При рассмотрении дела установлено и подтверждено заявителем, что ответ на свое обращение, из которого она узнала он нарушении своего права, она получила именно от Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, соответственно, уважительных причин, препятствующих реализации ее права на обращение в суд не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии основания для восстановления пропущенного срока и об отказе в удовлетворении заявления Горшковой Г.В.       

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Горшковой Г.В. о признании бездействия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, выразившегося в непринятии процессуального решения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконным и необоснованным и обязании Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам рассмотреть по существу ее заявление и вынести по нему процессуальное решение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья                                                                                                                     Е.М. Данилин