о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предсотавлении жилого помещения



Дело № 2- 2938 /2011                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года       г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истицы Константиновой П.М., представителей: администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., представителя администрации г. Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой ФИО8 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,

установил:

Константинова П.М. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении с дата и предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке, указав в нем, что с дата года она является ------ Имеющееся у нее заболевание включено в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 Перечень тяжелых хронических заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно. Она также имеет право на дополнительную жилую площадь. В настоящее время она и семья ее сына, состоящая из трех человек, проживают в однокомнатной квартире площадью ------ кв. м. По этому основанию она дата обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении. Однако решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ей было отказано в постановке на учет со ссылкой на положения п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Данный отказ, полагает истица, является необоснованным, поскольку она представила ответчику необходимый пакет документов. На основании норм ч.4 п.1 ст. 51 ЖК РФ она является нуждающейся в жилом помещении и согласно ч.3 п.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное обеспечение жильем.

Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила суду, что по вине администрации Ленинского района она не может реализовать свое право на льготное обеспечение жильем, в связи с чем обязанность по принудительному исполнению закона должна быть возложена именно на районную администрацию. С заявлением о постановке на учет она впервые обратилась в дата года. О наличии у нее данного права ей разъяснили в РПБ. Ввиду того, что она страдает тяжелой формой хронического заболевания, подтверждать статус малоимущего она не должна.

Администрация Ленинского района г. Чебоксары в лице своего представителя Виноградовой Е.Е. иск не признала, пояснив суду, что при обращении с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении истица не подтвердила свой статус малоимущего, что послужило основанием для отказа в удовлетворении данного заявления. По требованию о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения администрация Ленинского района г. Чебоксары является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем требование истица к районной администрации заявлено необоснованно.

Павлова А.Н., представляющая интересы администрации г. Чебоксары, иск не признала, пояснив суду, что у муниципального образования отсутствует обязанность предоставить истице отдельную квартиру, ввиду отсутствия необходимых условий для реализации права на льготное обеспечение жильем.

Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истицы, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.

Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).

К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно материалам дела, дата истица обратилась к ответчику с заявлением о признании ее малоимущей и принятии ее на учет нуждающейся в жилом помещении по договорам социального найма с составом семьи из одного человека ------

Как следует из содержания иска, истица просит предоставить ей жилое помещение на льготных основаниях в связи с наличием у нее тяжелого хронического заболевания. Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что ей было отказано в принятии на учет по тем мотивам, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В данном споре сделанные ответчиком выводы суд считает правомерными и как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет законным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, входят заболевания под кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0.

Федеральный законодатель в нормах части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, на положения которой ссылается истица в данном иске, предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.

Так, согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред.закона ЧР от 15.07.2011 N 39) относятся:

1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;

4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;

5) граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 25 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.

Имеющееся у истицы заболевание ------ действительно, отнесено к числу названных в Перечне заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире является невозможным, что подтверждено справкой врачебной комиссии ------ от дата года №

Вместе с тем, по смыслу ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса, согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая о наличии оснований для льготного обеспечения жильем должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии совокупности указанных в приведенных выше правовых нормах обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств.

Так, согласно протоколу расчета для признания семьи малоимущей от дата (------), истица не признана малоимущей. Действительность данного решения истицей не оспорена.

Между тем, применительно к данному спору наличие статуса малоимущего является одним из обязательных условий реализации права на льготное обеспечение жильем. Отсутствие названного статуса тем самым опровергает доводы истицы о том, что она в силу объективных причин не способна самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

Таким образом, на момент разрешения данного спора истица не отнесена к числу граждан, перед которыми у государства в лице органов государственной и муниципальной власти возникает обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий вследствие отсутствия у них возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, и как следствие этого на орган местного самоуправления в судебном порядке не может быть возложено исполнение обязанности, не предусмотренной действующим законодательством. В противном случае это может привести к нарушению принципа финансовой самостоятельности, гарантированной органам местного самоуправления ст. 12, частью 2 статья 132 Конституции Российской Федерации.

Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ, на положения которой ссылается истица в обоснование заявленных требований.

Кроме того, вопреки утверждениям стороны истца, администрация Ленинского района г. Чебоксары не может являться надлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанности по предоставлению жилья.

Так,согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах, в частности, согласно ст. ст. 32, 34 Устава муниципального образования г. Чебоксары, исполнительным органом местного самообразования является администрация г. Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г. Чебоксары.

Однако сторона истца, несмотря на разъяснения ей права на предъявление требований к муниципальному образованию, настояла на рассмотрении дела по предъявленному иску.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Константиновой ФИО9 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении с дата года и предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 21 сентября 2011 года.