Копия. Дело № 2-2932 /2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием законного представителя истицы Димитриевой Г.Н. - Егоровой В.Н., представителя администрации города Чебоксары - Яковлевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску законного представителя Димитриевой ФИО10 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Действуя в качестве законного представителя Димитриевой Г.Н., Егорова В.Н. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ее опекаемой жилого помещения во внеочередном порядке, указав в иске, что постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от дата Димитриева Г.Н. поставлена в льготную очередь нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма как страдающая тяжелой формой хронического заболевания, входящего в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от16 июня 2006 года № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В настоящее время она имеет статус ------ гражданина. Истица проживает в квартире общей площадью ------ кв. м., где значатся зарегистрированными четыре человека. Муж истицы страдает ------, а ее сын неоднократно проходил курс лечения ------ Сын проживает в квартире со своей гражданской женой. Обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. По утверждениям истца, в квартире проживает несколько семей, которые совместного хозяйства не ведут, общего бюджета не имеют. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истица, является основанием для предоставления ей жилого помещения по правилам ч.2 ст. 57 ЖК РФ. В судебном заседании Егорова В.Н., выступающая в качестве законного представителя истицы, заявленное требование поддержала, по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что она проживает вместе с опекаемой в адрес на основании договора социального найма. Вместе с ними проживают муж и сын истицы. В настоящее время сын истицы временно в квартире не проживает, выехал на заработки. С семьей истицы она не поддерживает семейные отношения, ведет отдельное от них хозяйство. Право ее сестры на внеочередное обеспечение жильем подтверждено медицинской справкой, по этому основанию она состоит на учете в администрации Московского района, однако до настоящего времени ее право не реализовано по вине ответчиков. Администрация г. Чебоксары в лице своего представителя Яковлевой М.Ю. иск не признала, пояснив суду, что правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется. Управление здравоохранения и социальной политики администрации г. Чебоксары, привлеченное для защиты интересов истца, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил. Александров О.В., представляющий интересы администрации Московского района г. Чебоксары, направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истицы, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации. Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, входят заболевания под кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0. Федеральный законодатель в нормах части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, на положения которой ссылается истица в данном иске, предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ. Так, согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред.закона ЧР от 15.07.2011 N 39) относятся: 1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; 4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий; 5) граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 25 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий. Имеющееся у истицы заболевание ------ действительно, отнесено к числу названных в Перечне заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире является невозможным, что подтверждено справкой врачебной комиссии ------ от дата №. Вместе с тем, по смыслу ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая о наличии оснований для льготного обеспечения жильем должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии совокупности указанных в приведенных выше правовых нормах обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств. Так, из материалов дела следует, что истица проживает в адрес на правах члена семьи нанимателя вместе с мужем - ФИО6 и сыном - ФИО7 В силу положений ст. 69 ЖК РФ, указанные лица отнесены к членам одной семьи, были вселены в качестве таковых, что никем не оспаривается и доказательств, свидетельствующих о прекращении между ними семейных отношений, суду не представлено. Вопреки утверждениям законного представителя истца, заявившему в суде о прекращении семейных отношений с сыном, факт проживания указанных лиц в качестве одной семьи подтверждается письменными доказательствами по делу, в том числе и единым договором социального найма, солидарной ответственностью нанимателя и членов его семьи, а также отсутствием у сына истицы своей семьи. Как признала в суде представитель истца, ФИО7 в зарегистрированном браке не состоит, его девушка проживала в квартире временно и была зарегистрирована по месту пребывания в квартире истицы без согласия органа опеки и попечительства. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что применительно к данному спору факт проживания в квартире вместе с истцом нескольких семей, как одно из обязательных условий реализации права на льготное обеспечение жильем по указанному в иске основанию, не нашел своего подтверждения. Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ, на положения которой ссылается истица в обоснование заявленных требований. Сама по себе постановка в очередь на улучшение жилищных условий, при разрешении спора о наличии права на внеочередное обеспечение жильем, не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленного иска, поскольку не имеет заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Как уже было отмечено судом, при разрешении данного спора необходимо установление совокупности обстоятельств, указанных в ст. 51 ЖК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Димитриевой ФИО11 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 28 сентября 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева