Дело № 2- 4087/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителей истицы Павловой М.П. - Казаковой З.Н., адвоката Кузнецова В.В., представителя третьего лица на стороне истца Тимофеевой Т.М. - Тимофеевой Э.Н., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Виноградовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой ФИО12 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, установил: Павлова М.П. обратилась в суд с иском о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, указав в нем, что дата года сгорел ее дом в адрес После этого она купила себе жилой дом в адрес где проживает до настоящего времени. дата года ее зятю - ФИО13 был выдан ордер на право вселения с составом семьи из трех человек в адрес Ввиду отсутствия возможности зарегистрироваться в жилом доме по адрес она была вынуждена зарегистрироваться в указанной квартире. дата года, поддавшись на уговоры зятя, она согласилась оформить названную квартиру в свою собственность на основании договора передачи, фактически не проживая в ней, а дата года она вынуждена была исполнить просьбу своего зятя и подарить данную квартиру своей внучке ФИО14 В качестве мотивов совершения сделки по дарению истица указывает на возможность таким способом исключить названную квартиру из состава наследственного имущества после ее смерти. Факт проживания в жилом доме адрес указывает истица, подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг и других платежей. Истица также указывает, что решением ------ от дата был установлен факт нахождения ее в фактических брачных отношениях со ФИО6 с дата года по дата., а дата ей было выдано удостоверения о правах на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» для вдов ветеранов Великой Отечественной войны. По утверждения истицы, обжалуемое решение администрации Ленинского района г. Чебоксары является незаконным, поскольку ее право на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении предусмотрено п.3 ч.1 ст. 15, п.2 ч.3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» и положениями п.1 ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и она подлежит принятию на учет нуждающихся в жилом помещении в виду обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека меньше учетной нормы. Своего жилья она не имеет, а отсутствие регистрации по месту фактического проживания, полагает истица, не может служить препятствием для реализации жилищных прав, предусмотренных названными законами. В судебном заседании истица не присутствовала, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия. Адвокат Кузнецов В.В., представляющий интересы истицы на основании ордера, и Казакова З.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования своего доверителя поддержали по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что истица зарегистрирована в адрес, а фактически проживает в самовольно возведенном строении по адрес адрес. Однако из-за отсутствия регистрации в данном доме, ей отказывают в постановке на учет по месту жительства. Поэтому с заявлением о постановке на учет она обратилась по месту ее регистрации. Собственником данной квартиры является внучка истицы и истица никаких прав на данную квартиру не имеет. Жилой дом по адрес адрес является непригодным для проживания, что свидетельствует о наличии у истицы нуждаемости в жилом помещении. Переезжать к кому-либо из своих родственников истица не желает, так как привыкла жить одна. Тимофеева Т.М., привлеченная для участия в деле в качестве третьего лица на стороне истца, в судебное заседание не явилась, доверив представлять свои интересы, в том числе и без ее участия, Тимофеевой Э.Н., которая в судебном заседании данный иск поддержала и пояснила суду, что истица по месту своей регистрации не проживает, местом ее жительства является жилой дом по адрес адрес и переезжать оттуда она ни к кому не желает. Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного иска отказать, пояснив суду, что решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года истице было отказано в постановке на учет на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ - ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в адрес выше учетной нормы. Иных оснований для постановки на учет истица не указывала. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением ее к специально указанной в федеральном законе категории граждан. По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истицы, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Участники жилищных правоотношений определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Устанавливая в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется один раз; обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно материалам дела, истица претендует на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении на правах вдовы участника Великой Отечественной войны (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»). Учитывая, что каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено, их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении. Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Как следует из материалов дела, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» в администрацию Ленинского района г. Чебоксары истица обратилась дата. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Чебоксары № № от дата года (л.д. 48), истице было отказано в принятии на учет на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека. Из материалов учетного дела следует, что при обращении с заявлением к ответчику истица указала, что она проживает и зарегистрирована в адрес (л.д.50), общей площадью жилого помещения ------ кв. м. Собственником данного жилого помещения является Тимофеева Т.М. - ------ Вопреки утверждениям представителей истицы об отсутствии у истицы права на данную квартиру, имеющиеся в материалах доказательства свидетельствуют о том, что первоначально истица занимала указанную квартиру - на условиях договора социального найма. Заключив дата договор передачи, истица стала собственником названного жилого помещения. дата истица совершила сделку по дарению данной квартиры в пользу своей ------ - Тимофеевой Т.М. и осталась проживать в ней на правах члена семьи. Доказательств о наличии между собственником жилого помещения и истицей иного соглашения о порядке пользования данным жилым помещением материалы дела не содержат и на эти обстоятельства истица при обращении к ответчику с заявлением о постановке на учет не указывала и из материалов учетного дела не следует, что свое право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении истица обосновывает отсутствием у нее семейных отношений с собственником жилого помещения. Следовательно, основанием для признания истицы нуждающейся в жилом помещении могла служить обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения, менее учетной нормы. Однако обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в данной квартире составляла (и составляет) ------ что выше учетной нормы, установленной по г. Чебоксары. Таким образом, представленные ответчику документы, действительно не подтверждали право истицы состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ служит основанием для отказа в постановке на такой учет. Помимо этого, совершенная истицей дата сделка по безвозмездному отчуждению названного жилого помещения служит самостоятельным основания для отказа в постановке на учет. Так, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, подпунктом «д» которого предусмотрено, что отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя и совместно с ним проживающих членов его семьи, относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие об отсутствии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. На момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет, установленный ст.53 ЖК РФ срок со дня совершения указанной сделки не истек. Совокупность установленных судом обстоятельств опровергает доводы истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении ее заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права. Поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет и на момент разрешения данного спора обстоятельства, свидетельствующие о наличии нуждаемости в жилом помещении не установлены, оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении, суд не усматривает. По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Спорные правоотношения исключения из данного правила не составляют. Поскольку предметом данного спора являлась проверка законности принятого решения администрации Ленинского района г. Чебоксары, которым истице отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше установленной нормы на территории Ленинского района г. Чебоксары, доводы истицы о том, что местом ее фактического проживания является жилое помещение по адрес адрес расположенное на территории адрес, проверке и правовой оценке при разрешении данного спора не подлежат. К тому же истица не лишена возможности обратиться с заявлением о постановке на учет в районную администрацию по месту своего фактического проживания и в случае несогласия с принятым решением также обжаловать его в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Павловой ФИО16 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от адрес года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 21 октября 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева