Дело № 2- 4062/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истицы Ефимовой А.Е. - адвоката Павлова С.Г., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой ФИО9 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающейся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении, установил: ФИО1 обратилась с иском о признании нуждающейся в жилом помещении и о возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности поставить ее в очередь нуждающихся в жилом помещении, указав в нем, что она является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах». Она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, однако решением жилищной комиссии от дата ей было отказано в удовлетворении данной просьбы по мотивам намеренного ухудшения жилищных условий. Указанное решение, полагает истица, является незаконным, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения в жилом помещении по адрес менее учетной нормы, а в адрес адрес где она проживала до переезда к дочери и не нуждалась в жилом помещении, она обладала только правом пользования. Данное обстоятельство, по мнению истицы, свидетельствует об отсутствии в ее действиях намерений ухудшить свои жилищные условия. В судебном заседании истица не присутствовала, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия. Адвокат Павлов С.Г., представляющий интересы истицы на основании ордера, в судебном заседании требования своего доверителя поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что истица проживает в комнате № адрес на правах члена семьи. Собственником данной квартиры является дочь истицы - ФИО5 С учетом проживающих в данном жилом помещении лиц, истица нуждается в жилом помещении. Своего жилья на праве собственности или по договору социального найма истица не имеет. Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного иска отказать, пояснив суду, что решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары истице было отказано в постановке на учет на основании п. 2, п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, обусловленных переездом из жилого помещения, где она не нуждалась в улучшении жилищных условий, в жилое помещение меньшей площадью. Кроме того, с учетом имеющейся в собственности членов семьи истицы жилой площади в адрес и по адрес, обеспеченность общей площадью жилого помещения выше установленной нормы. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением ее к специально указанной в федеральном законе категории граждан. По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истицы, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. Виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется один раз; обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно материалам дела, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах» (л.д. 22). Каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено. В связи с чем их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении. Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Согласно материалам дела, в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» истица обратилась дата. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Чебоксары № от дата (л.д. 34), ей было отказано в принятии на учет на основании п. 2 и п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Вопреки утверждениям истицы, сделанные ответчиком выводы об отсутствии нуждаемости в жилом помещении являются обоснованными. Так, согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. По правилам ч. 2 названной правовой нормы, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Как следует из материалов дела, истица с дата проживает в комнате № адрес, общей площадью жилого помещения, согласно техпаспорту, ------ кв. м., принадлежащей на праве собственности ее дочери - ФИО5, на правах члена семьи собственника. Вместе с ними проживают также дети собственника жилого помещения и внуки истицы. Факт проживания истицы на правах члена семьи подтвержден содержанием иска и признан в судебном заседании представителем истицы. Признание стороной (ее представителем) обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ). Следовательно, основанием для признания истицы нуждающейся в жилом помещении будет служить обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека. Часть 2 ст. 51 ЖК РФ предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Из материалов дела следует, что помимо названного выше жилого помещения, члены семьи истицы - ФИО5, ФИО7 и ФИО7 обладают правом общей долевой собственности на адрес, общей площадью жилого помещения ------ кв. м., по ------ доле каждому, т.е. на долю ФИО5, ФИО7 и ФИО7 в данной квартире приходится ------ кв. м. Суммарная площадь жилого помещения в названных квартирах составляет ------ кв. и обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена ее семьи превышает размер установленной по г. Чебоксары учетной нормы (------ Кроме того, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов, рассматривается законодателем в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий (подпункт «в»). Истица не отнесена к числу лиц, составляющих данное исключение. Обращение с заявлением о постановке на учет, последовало после вселения в жилое помещение меньшей площадью. Указанные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Сторона истца, утверждая об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие об отсутствии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено.Таким образом, у ответчика были все основания признать действия истицы по вселению в жилое помещение меньшей площадью в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья. С учетом приведенных обстоятельств, утверждение истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении ее заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению ее жилищных прав и свидетельствует о незаконности оспариваемых решений, нельзя признать обоснованным. Поскольку обстоятельства, свидетельствующие о наличии нуждаемости в жилом помещении судом не установлены, оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Ефимовой ФИО10 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании нуждающейся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 27 октября 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева