Копия. Дело № 2- 4068/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истицы Кудряшовой З.В., представителя истицы - адвоката Павловой А.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшовой ФИО13 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении, установил: Кудряшова З.В. обратилась с иском о признании незаконным решения администрации Ленинского района г.Чебоксары от дата № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и о возложении на администрацию Ленинского района г.Чебоксары обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета с момента обращения, указав в нем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО1, умершего дата, и имеет права на льготы и преимущества, установленные статьей 15 ФЗ от 12.01.1995 года№5-ФЗ «О ветеранах», в том числе и правом на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В целях реализации названного права она обратилась в администрацию Ленинского района города Чебоксары с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по категории «Ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны». Однако своим письмом от дата № ответчик уведомил ее о том, что решением жилищной комиссии от дата ей отказано в удовлетворении данной просьбы на основании норм ст. 53 ЖК РФ по тем мотивам, что она проживает одна, а зарегистрированные в ее квартире ФИО2 и ее дочь - ФИО6, дата года рождения, по месту регистрации не проживают, что подтверждено актом от дата. Данный отказ, полагает истица является незаконным. В обоснование своих доводов истица ссылается на то, что на момент проверки жилищных условий представители ответчика не застали ФИО2 с дочерью дома. Члены комиссии не осмотрели другие помещения в квартире, в частности ванную, шкафы, где имеются вещи Алены и ее ребенка, не опросили соседей. В летний период ФИО14 с ребенком, действительно, преимущественно находятся в деревне по месту проживания брата и матери по адресу: адрес, адрес, но с осени до весны жилищных условий для проживания молодых родителей с ребенком в деревне не имеется. Площадь названного дома составляет ------ кв. м., в нем зарегистрировано ------ человек. По месту регистрации мужа ФИО7 по адресу: адрес, адрес адрес, зарегистрировано ------ человека: ФИО8 с матерью ФИО9, жилой дом имеет общую площадь ------ кв. м., ФИО2 (------ была зарегистрирована в ее квартире дата в связи с обучением. После вселения она стала членом ее семьи: они вместе питались, вели хозяйство по дому. ФИО15 приходится внучкой ее сестры, своих детей у нее нет. Общая площадь ее квартиры, указывает истица, составляет ------ кв. м., из них жилая площадь ------ кв. м. и обеспеченность общей площадью жилого помещения у них менее учетной нормы. Данное обстоятельство, полагает истица, свидетельствует о наличии нуждаемости в жилом помещении и служит основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении в целях реализации права на государственную поддержку в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны. В судебном заседании истица данный иск поддержала, пояснив суду, что в силу своего возраста и состояния здоровья она нуждается в постороннем уходе и такой уход за ней осуществляет ее внучатая племянница - ФИО2, которую она вселила к себе на правах члена семьи. Адвокат Павлова А.В., представляющая интересы истицы на основании ордера, в судебном заседании требования своего доверителя поддержала по изложенным в иске основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что с дата года истица проживает вместе со своей внучатой племянницей у которой в дата года родилась дочь - ФИО6 Они проживают в качестве членов одной семьи, общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет ------ кв. м. С учетом проживающих в данном жилом помещении лиц, истица нуждается в жилом помещении. Акт проверки жилищных условий не мог служить основанием для отказа в удовлетворении просьбы истицы о постановке на учет, поскольку к тому моменту ФИО2 со своей дочерью временно находились в деревне. Карягина О.В., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары, просила в удовлетворении данного иска отказать, пояснив суду, что решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары истице было отказано в постановке на учет на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, обусловленных вселением в ее квартиру иных лиц, не отнесенных законом к близким родственникам. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истицы о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав показания свидетелей, суд приходит к следующему. Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением ее к специально указанной в федеральном законе категории граждан. По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истицы, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Участники жилищных правоотношений определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Устанавливая в названном Федеральном законе меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется один раз; обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Учитывая, что каких-либо специальных условий постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет нуждающихся в жилых помещений в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено, их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении. Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Как следует из материалов дела, истица является собственником адрес, общей площадью ------ кв. м. на основании договора передачи от дата. После заключения договора передачи истица вселила на свою жилплощадь ФИО2, зарегистрировав ее в данной квартире дата. После рождения у ФИО2 дочери ------ - дата, она дата также была зарегистрирована на жилплощади истицы, а дата истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании норм ФЗ «О ветеранах» (л.д. 41). До вселения иных лиц истица проживала одна и не нуждалась в жилом помещении. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Чебоксары № от дата (л.д. 38), ей было отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч.1 ст. 53 ЖК РФ. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку нормы ст. 53 ЖК РФ не содержат конкретный перечень действий, при совершении которых возникает необходимость участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданина другим жильем, суд считает возможным по аналогии применить к спорным правоотношениям положения пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, которым вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов, рассматривается законодателем в качестве действий, повлекших ухудшение жилищных условий (подпункт «в»). Внучатая племянница истицы не отнесена к числу лиц, составляющих данное исключение. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие об отсутствии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Учитывая, что указанные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать действия истицы по вселению в жилое помещение иных лиц, в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья. Таким образом, совокупность установленных судом обстоятельств опровергает доводы истицы о том, что жилищными органами администрации Ленинского района г. Чебоксары при рассмотрении ее заявления о постановке на учет были неправильно истолкованы нормы материального права. Поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет и на момент разрешения данного спора обстоятельства, свидетельствующие о наличии нуждаемости в жилом помещении не установлены, оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке истицы на учет нуждающихся в жилом помещении, суд не усматривает. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Кудряшовой ФИО16 о признании решения администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить в очередь нуждающихся в жилом помещении с момента обращения, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 27 октября 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева