Гр.дело № 2-2395/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011г. г.Чебоксары Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при секретаре Басыровой Г.Х., с участием истца Самоварова О.Г., представителя ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Васильева Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самоварова Олега Геннадьевича к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о зачете периода прохождения военной службы в выслугу лет в льготном исчислении, установил: Самоваров О.Г. обратился в суд с иском к МВД по Чувашской Республике о зачете периода прохождения службы в Чеченской Республике с дата по дата в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца. Требование мотивировано тем, что с дата по дата он проходил срочную службу в рядах Российской Армии, и в период с дата по дата он выполнял специальные задачи на территории вооруженного конфликта в Чеченской Республике, что подтверждается записями в военном билете. дата истец обратился в Центр Пенсионного обслуживания МВД по Чувашской Республике с заявлением о зачете периода с дата по дата в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца. Центр Пенсионного обслуживания МВД по ЧР не зачел указанный период службы в льготном исчислении, а зачел только в календарном, о чем сообщил в письме № от дата Истец считает, что ответчик необоснованно отказал в зачете периода прохождения срочной военной службы в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в выслугу лет в льготном исчислении. Так согласно ч.2 ст. 2 Закона РФ N 4328-1 от 21 января 1993 г. "О дополнительных гарантиях и компетенциях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Истец также ссылается на положения ФЗ от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ, Постановления Верховного Совета РФ № 5481/1-1 от 21 июля 1993 г., Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 № 896 «о зонах вооруженных конфликтов» и просит обязать ответчика зачесть в выслугу лет период прохождения службы в Чеченской Республике с дата по дата в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца. Заявлением от дата истец изменил предмет иска, дополнительно указал, что в период с дата по дата, с дата по дата он выполнял специальные задачи на территории вооруженного конфликта в Северной Осетии в должности ------, что подтверждается записями в его военном билете. В зачете указанных периодов в выслугу лет в льготном исчислении истцу также было отказано, в связи с чем он просит обязать ответчика зачесть в выслугу лет в льготном исчислении один месяц за три месяца период прохождения военной службы по призыву с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата В судебном заседании истец Самоваров О.Г. требование поддержал по изложенным основаниям. Представитель ответчика МВД по Чувашской Республики Васильев Р.Н. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим-офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы: проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере. Истец не относится к данной категории лиц. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 15.02.2011) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" - военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Истец не относится к данной категории лиц, поэтому ему было отказано в удовлетворении заявления. Просил отказать в удовлетворении требований. Представитель третьего лица ОВД по Мариинско-Посадскому району Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему. Военнослужащим, к которым относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, назначается пенсия за выслугу лет согласно ст.ст. 4 и 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Для назначения пенсии в соответствии с названным Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 статья 18 определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются военная служба, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. При этом порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение статьи 18 названного Закона РФ Советом Министров - Правительством РФ утверждено «Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941. Согласно п.1 названного Постановления от 22 сентября 1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств. В период с дата по дата истец Самоваров О.Г. проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД России, в войсковой части №. В период с дата по дата и с дата по дата Самоваров О.Г. выполнял специальные задачи на территории вооруженного конфликта в Северной Осетии, в период с дата по дата выполнял специальные задачи на территории вооруженного конфликта в Чеченской Республике, что подтверждается записями в военном билете (л.д.7-15), архивной справкой от дата №, выданной Центральным архивом внутренних войск МВД России (л.д.48), из которой следует, что с дата по дата личный состав войсковой части № в дата годы привлекался к выполнению служебно-боевых задач в Республике Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике, в списках значится Самоваров О.Г., которому выплачены дополнительные оклады по должности в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по оказанию помощи населению, пострадавшему в результате межнационального конфликта на территории СО ССР и Ингушетии» от 11 ноября 1992 г. № 864 и в соответствии с Приказом МВД России «О гарантиях и компенсациях военнослужащим внутренних войск, сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 22 февраля 1993 г. № 73. С дата по настоящее время истец проходит службу в органах внутренних дел, занимает должность ------, что подтверждается справкой от дата №, выданной ОВД Мариинско-Посадскому району Чувашской Республики (л.д. 35). дата истец обратился в Центр Пенсионного обеспечения МВД по ЧР с заявлением о включении указанных периодов выполнения специальных задач на территории вооруженного конфликта в Северной Осетии, в Чеченской Республике в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца. Письмом от дата № Центр Пенсионного обслуживания МВД по Чувашской Республике сообщил Самоварову О.Г., что период военной службы по призыву с дата по дата может быть засчитан в выслугу лет для исчисления пенсии в календарном исчислении, оснований для зачета указанного периода в льготном исчислении в выслугу лет для назначения пенсии не имеется (л.д.6). Кроме того, письмом от дата № Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Чувашии отказал истцу в удовлетворении заявления о зачете выслуги лет в льготном исчислении. Суд приходит к выводу об обоснованности требований истца по следующим основаниям. Согласно статье 11 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел, осуществляется Министерством внутренних дел РФ в зависимости от последнего места службы (п. «б»). Пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсии, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел. Статья 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет условия назначения пенсии за выслугу лет, к которым относится наличие выслуги более 20 лет. Для назначения пенсии в соответствии с Законом статья 18 определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы. Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 18 Закона, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ. Согласно абз. 16 подп. «б» п.3 названного Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N941 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 N 280) необходимо засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на льготных условиях - один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г., а в первоначальной редакции данного абзаца постановления - за время выполнения боевой задачи в зоне чрезвычайного положения. Пунктом 5 названного Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. По смыслу пунктов 3 и 16 названного Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N941 граждане, проходящие военную службу по призыву (срочную) в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, имеют меньший объем социальных прав, чем граждане, которые заключили контракт о прохождении службы этом же регионе и выполняющие такие же задачи военной службы. Ограничения, указанные в п. 5 названного Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N941, связаны с основанием прохождения службы гражданами России: в одном случае такая служба будет являться воинской обязанностью (для граждан, проходящих военную службу по призыву), в другом - заключение контракта о прохождении военной службы. Данные ограничения для граждан, проходящих военную службу по призыву, не соответствуют ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Помимо названных Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 для военнослужащих предусмотрены льготы иным специальным законодательством. В соответствии с ч.2 ст.2 Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993г. № 4328-1 военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Исходя из верховенства закона подлежат применению норма ч.2 ст.2 Закона РФ от 21 января 1993г. № 4328-1, а не п.5. Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941. Из записей в военном билете следует, что Самоваров О.Г. принимал участие в боевых действиях в районе Республики Чечня с дата по дата, что подтверждается подписью начальника штаба воинской части № подполковником ФИО5 (л.д.10). Также в военном билете указано, что Самоваров О.Г. проходил действительную военную службу в группе специального назначения в зоне чрезвычайного положения с дата по дата, что также заверено подписью начальника штаба воинской части № подполковником ФИО5 (л.д.14). Указанной ранее архивной справкой Центрального архива внутренних войск МВД России от дата № подтверждено участие истца в выполнении служебно-боевых задач в Республике Северная Осетия-Алания и Чеченской Республике на основании приказов командира части. Таким образом, в связи с выполнением задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах истец имеет право на зачет периода прохождения службы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца. При этом суд учитывает, что истец проходит службу в органах внутренних дел, на него распространяются нормативные акты о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел. Суд обязывает ответчика зачесть истцу указанные периоды прохождения службы в льготном исчислении. При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. Поскольку спор возник по аналогии из трудовых отношений, то истец освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст.393 Трудового кодекса РФ. По заявлению истца суд разрешит вопрос о возврате уплаченной государственной пошлины. В связи с этим суд не возмещает истцу расходы по уплате государственной пошлины. Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, решил: Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике зачесть Самоварову Олегу Геннадьевичу в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет периода прохождения военной службы по призыву с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца. На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: судья Агеев О.В.