Дело № З А О Ч Н О Е РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 г. г. Чебоксары Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н., при секретаре Лукиной Т.П., с участием пом.прокурора Бусовой Л.Г., истца Петькова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петькова ------ к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о взыскании недополученных сумм по компенсациям на питание и оздоровление за период с 1 августа 1992 г. до 1 января 2007 г. в размере ------., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 1 января 2007 г. до 1 июля 2011 г. в размере ------ коп., у с т а н о в и л : Петьков А.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития ЧР о взыскании недополученных сумм по компенсациям на питание и оздоровление за период с 1 августа 1992 г. до 1 января 2007 г. в размере ------ коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 1 января 2007 г. до 1 июля 2011 г. в размере ------ коп. В обоснованием своих требований истец указал, что он участвовал в работе ------, но ввиду секретности выполняемых работ, удостоверение ветерана ------ получил после длительного поиска подтверждающих документов лишь в 2006 году. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» ветераны подразделений особого риска приравнены по получению льгот к инвалидам 3 группы вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС. Указанным законом до 15 февраля 2001 г. гарантировались выплаты ветеранам подразделений особого риска ежемесячные на питание - 3 МРОТ, ежегодные на оздоровление - 4 МРОТ, а с 1 января 2001 г. на основании п.13 ст.14 ежемесячные - 300 руб., на основании ст.39 ежегодные - 400 руб. При своевременном получении удостоверения он начал бы получать выплаты на питание и на оздоровление с 1 августа 1992 г. По Закону РФ от 21.04.1992 г. №2704-1 МРОТ составлял 900 руб.(неденоминированных), с 1 августа 1992 г. компенсация на питание (КП) должна была составлять 2 700 руб., компенсация на оздоровление (КО) - 3600 руб. По Закону РФ от 13.11.1992 г. №3891-1 МРОТ составлял 2250 руб., с 1 января 1993 г. компенсация на питание (КП) должна была составлять 6 750 руб.. По Закону РФ от 30.03.1993 г. №4693-1 МРОТ составлял 4 275 руб., с 1 апреля1993 г. КП должна была составлять ------ По Закону РФ от 14.07.1993 г. №5432-1 МРОТ составлял 7 740 руб., с 1 мая 1993 г. КП должна была составлять ------ По Указу Президента РФ от 05.12.1993 г. №2115- 1 МРОТ составлял 14 620 руб., с 1 декабря 1993 г. КП должна была составлять ------ КО - ------. По ФЗ от 30.06.1994 г. № 8-ФЗ - 1 МРОТ составлял 20 500 руб., с 1 июля 1994 г. КП должна была составлять ------ КО - ------ руб. По ФЗ от 20.04.1995 г. № 43-ФЗ 1 МРОТ составлял 34 400 руб., с 1.04.1995 г. КП должна была составлять ------., КО - ------.. По ФЗ от 20.04.1995 г. № 43-ФЗ с 1.05.1995 г. МРОТ составлял 43 700 руб., с 1.05.1995 г. КП должна была составлять ------., КО - ------.. По ФЗ от 27.07.1995 г. № 116-ФЗ МРОТ составлял 55 000 руб., с 1.08.1995 г. КП должна была составлять ------ По ФЗ от 01.11.1995 г. №159-ФЗ МРОТ составлял 57 750 руб., с 1.11.1995 г. КП должна была составлять ------ По ФЗ от 01.11.1995 г. № 159-ФЗ с 1.12.1995 г. МРОТ составлял 60 500 руб., с 1.12.1995 г. КП должна была составлять ------ КО - ------ По ФЗ от 01.11.1995 г. №159-ФЗ с 1.01.1996 г. МРОТ составлял 63 250 руб., с 1.01.1996 г. КП должна была составлять ------ По ФЗ от 22.04.1996 г. № 40-ФЗ МРОТ составлял 75 900 руб., с 1.04.1996 г. КП должна была составлять ------., КО - ------. По ФЗ от 09.01 1997 г. №6-ФЗ с 1.01.1997 г. МРОТ составлял 83 490 руб., с 1.01.1997 г. КП - ------., КО ------- По ФЗ от 19.06.2000 г. №82-ФЗ с 1.01.2001 г. МРОТ составлял 100 руб.( деноминированных), с 1.01.2001 г. КП должна была составлять ------ КО - ------. Указанные суммы КП просит взыскать с 1.08.1992 г. с индексацией: с 1.08.1992 г. он должен был получать КП в размере ------. по 1.01.1993 г. С 1.08.1992 г. по 31.12.1992 г. не получено ------/. С 1.01.1993 г. КП ------- с 1.04.1993 г. КП - ------ с 1.05.1993 г. КП - ------ с 1.12.1993 г. ------.. За 1993 г. недоплачено ------ С 1.07.1994 г. КП должна составлять ------. За 1994 г. недоплачено ------/ С 1.04.1995 г. КП должна была составлять ------., с 1.05.1995 г. КП должна была составлять ------ В судебном заседании истец поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем подлежит удовлетворению ходатайство истца о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Выслушав истца и исследовав материалы дела, заслушав пом.прокурора, полагавшего возможным удовлетворение требований истца, суд приходит к следующему. Как усматривается из удостоверения Сер. ОРС №001315, выданного 27 ноября 2006 г. Министерством обороны РФ, истцу гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подп. «а» п.1 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2123-1 (л.д.6). Из справки, выданной отделом социальной защиты населения Шемуршинского района ЧР Минздравсоцразвития Чувашии 20 апреля 2011 г., следует, что истец получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью с 2007 года. (л.д.7). В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска, в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах» постановлено распространить действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением. В соответствии с подп.«а» п.1 Постановления, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений. В соответствии с п.2 Постановления, лицам, указанным в подпунктах «а» -«г» п.1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 ч.1 ст.14, ст. 24, п.2 ч.3 ст.27.1, ч.1 ст.30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также ч.1 и 2 ст.39 Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы. В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.3-12, 14 ч.1 ст.14 Закона - для лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 300 рублей. В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Судом установлено, что истец является участником подразделений особого риска по подп.«а» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2123-1 согласно соответствующего удостоверения, следовательно, ему гарантируются выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Так, с 1 августа 1992 г. по Закону РФ от 21 апреля 1992 №2704-1 сумма минимального размера оплаты труда (МРОТ) составляла 900 руб., ежемесячная денежная компенсация составляла ------ а за 5 месяцев, т.е. до 1 января 1993 г., долг по компенсации на питание (КП) составляет в размере ------ С 1 января 1993 г. по Закону РФ от 13.11.1992 г. №3891-1 МРОТ составлял 2 250 руб., ежемесячная денежная КП составляла ------., а за 3 месяца, т.е. до 1 апреля 1993 г. всего КП ему должна была быть выплачена в размере ------.. С 1 апреля 1993 г. по Закону РФ от 30.03.1993 г. №4693-1 МРОТ составлял 4 275 руб., ежемесячная денежная КП составляла ------ руб., а за 3 месяца, т.е. до 1 июля 1993 г. всего КП ему должна была быть выплачена в размере ------ руб.. С 1 июля 1993 г. по Закону РФ от 14.07.1993 г. №5432-1 МРОТ составлял 7 740 руб., ежемесячная денежная КП составляла ------ руб., а за 5 месяцев, т.е. до 1 декабря 1993 г. всего КП ему должна была быть выплачена в размере ------ руб. С 1 декабря 1993 г. по Указу Президента РФ от 5.12..1993 г. №2115 МРОТ составлял 14 620 руб., ежемесячная денежная КП составляла 43 860 руб., а за 7 месяцев, т.е. до 1 июля 1994 г. всего КП ему должна была быть выплачена в размере ------ руб. С 1 июля 1994 г. по ФЗ от 30.06.1994 г. №8-ФЗ МРОТ составлял 20 500 руб., ежемесячная денежная КП составляла ------., до 1 апреля 1994 г. всего КП ему должна была быть выплачена в размере ------ руб.. С 1 апреля 1995 г. МРОТ- 34 400 руб., размер КП -103 200 руб., долг по КП за 1 мес. составил ------ С 1 мая 1995 г. МРОТ- 43 700 руб., размер КП -131 100 руб., долг по КП за 3 мес. составил ------). С 1 августа 1995 г. МРОТ- 55 000 руб., размер КП-165 000 руб., долг по КП за 3 мес. составил ------ С 1 ноября 1995 г. МРОТ- 57 750 руб., размер КП -173 250 руб., долг по КП за 1 мес. составил ------). С 1 декабря 1995 г. МРОТ- 60 500 руб., размер КП -181 500 руб., долг по КП за 1 мес. составил ------ С 1 января 1996 г. МРОТ- 63 250 руб., размер КП -189 750 руб., долг по КП за3 мес. ------). С 1 апреля 1996 г. МРОТ- 75 900 руб., размер КП -227 700 руб., долг по КП за9 мес. ------). С 1 января 1997 г. МРОТ- 83 490 руб., размер КП -250 470 руб., долг по КП за12 мес.------ С 1 января 1998 г. МРОТ- 83 490 руб., размер КП -250 470 руб., долг по КП за12 мес. ------ С 1 января 1999 г. МРОТ- 83 490 руб., размер КП -250 470 руб., долг по КП за12 мес. ------ С 1 января 2000 г. МРОТ- 83 490 руб., размер КП -250 470 руб., долг по КП за12 мес. ------ Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст.3 ФЗ №122-ФЗ и ст.4 ФЗ от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ установлено, что в 2000 г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01.01.2001 г. - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно п.3 ст.4 ФЗ №122-ФЗ в ст.14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.1п.1 и 2 ч.1 ст.13 названного Закона гарантируется в установленных твердых суммах. С 1 января 2001 г. размер КП составил-300 руб. (100 х3), долг по КП до 1 января 2004 г. составляет ------ В соответствии ч.3 ст.5 вышеуказанного Закона с мая 2004 г. размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №847, от 7 мая 2005 г. №292, от 25 апреля 2006 г. №246, от 21 марта 2007 г.№171, от 21 декабря 2007 г. №914 утверждены правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период: на 2004 г.-1,1; на 2005 г..-1,08; на 2006 г.-1,11. Так, постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 г. №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - индексация размеров выплат с применением коэффициента 1,08 с 1 января 2005 года (постановлением №163 заменен на 1,1). Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. №163 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 г. №292 и от 9 августа 2005 г. №496 индексации в 2006 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - об индексации выплат с 01.01.2005 г. с применением коэффициента 1,1 (был 1,08) затем по решению ВС РФ от 14.06.2006 г. коэффициент заменен на 1,11. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. №246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - об осуществлении с 1 января 2006 г. индексации выплат с применением коэффициента 1,085, затем заменен на 1.09. За 2004 г. задолженность по КП составила ------ За 2005 г. задолженность по КП составила ------ За 2006 г. задолженность по КП составила ------ Итого, общая задолженность по КП перед истцом за период с 1 августа 1992 г. по 2006 г. составляет ------ Соответственно, на основании ст.39 базового Закона исчисляется задолженность перед истцом по компенсации по оздоровлению (КО) с 1 августа 1992 г. по 2006 г. Так, с 1 августа 1992 г. при МРОТ в размере 900 руб. ежегодная денежная компенсация на оздоровление составляет в сумме ------ ------ С 1 января 1993 г. размер долга по КО составляет ------. Таким образом за указанный период следует взыскать в пользу истца ------ Общая сумма задолженности по КП и КО составляет в размере ------ Однако, с учетом требований ч.3 ст.196 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с пользу ответчика в пределах заявленного- в размере ------ коп., так как отсутствуют основания для выхода за пределы исковых требований. Однако требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по ст.395 ГК РФ по ставке рефинансирования на момент вынесения решения за период с 1 января 2007 г. по 1 июля 2011 г. в размере ------ коп. является не обоснованным по следующим основаниям В соответствии с ч.1 ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Частью 3 ст.2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 года №13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» положения ст.395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг. В силу ч.2 ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе. Правоотношения Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской республики с истцом не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений. Кроме того, предусмотренные ст.395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания. Между тем, в данном случае отсутствует сам факт пользования чужими денежными средствами. Кроме того, в соответствии со ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются соответственно за счет средств федерального бюджета в пределах объемов, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, применение положений ст.395 ГК РФ к правоотношениям, возникшим между государством и гражданином, нельзя признать правомерным, так как в данном случае задолженность по выплате сумм компенсаций на питание и оздоровление является расходным обязательством государства и не может быть признана денежными средствами ответчика как юридического лица, финансируемого из федерального бюджета. В соответствии со ст.237 ГПК РФ ответчик вправе обратиться в Ленинский районный суд г.Чебоксары с заявлением об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения. При этом ответчику следует предоставить в Ленинский районный суд г.Чебоксары доказательства уважительности причин неявки на судебное заседание и невозможности сообщения об этом суду, а также доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Руководствуясь ст.194-198, 235-237 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Петькова ------ удовлетворить частично. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за счет средств федерального бюджета в пользу Петькова ------ недополученные суммы по компенсациям на питание и оздоровление за период с 1 августа 1992 г. до 1 января 2007 г. в размере ------ а во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 1 января 2007 г. до 1 июля 2011 г. в размере ------., отказать. Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене данного заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: Мотивированное решение составлено 31 октября 2011 г. Решение не вступило в законную силу.
1.08.1995 г. КП должна составлять ------ с 1.11.1995 г. КП должна была составлять ------., с 1.12.1995 г. КП должна составлять ------ За 1995 г. недоплачено ------. С 1.01.1996 г. КП должна составлять ------., с 1.04.1996 г. КП должна составлять ------., За 1996 г. недоплачено ------ С 1.01.1997 г. КП-------.. С 1.01.1997 г. по 1.01.2001 г не получено ------ ------. 1.08.1992 г. по 1.01.2001 г. недоплачено ------ неденоминированных, ------ деноминированных рублей. С 1.01.2001 г. КП должна составлять ------ С 1.01.2001 г. по 31.12.2003 г. не получено ------/. С 1.01.2004 г. КП должно было составлять ------. За 2004г. недоплачено 3960 руб./330х12/. С 1.01.2005г. КП должно составлять ------ руб. За 2005г. недоплачено ------/.С 1.01.2006 г. КП должно быть ------ За 2006г. недоплачено ------/. Всего недоплачено КП в размере ------ Подлежит также взысканию недоплаченная ежегодная компенсация на оздоровление, которая в 1992 г. должна была составлять ------., в 1993 г. - ------., в 1994 г. - ------ руб., в 1995 г. - ------ руб., в 1996 г. - ------., в 1997 г. -2000г. ------- руб.. За 1992-2000 годы недоплачено ------ ------/ или ------ деноминированных руб. В 2001 г. КО составляла 400 руб., в 2004 г. - 440 руб., в 2005 г. - 488,4, в 2006 г. -532,36 руб.. За 2001-2006 г.г. КО недоплачено------- Кроме того, просит также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ по ставке рефинансирования на момент вынесения решения суда. Общая сумма недоплат по питанию и оздоровлению составила ------. С 1 января 2007 г. по июль 2011 г. просрочка выплат составила 4,5 года. За 4,5 года проценты за пользование денежными средствами составят ------ В денежном выражении сумма процентов составляет: ------ руб. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств Федерального бюджета.