Дело № 2- 4057/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Титова В.Н., представителя истца - адвоката Алексеева П.Г., представителя администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова ФИО9 к администрации города Чебоксары, администрации Калининского района г. Чебоксары о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Титов В.И. обратился в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ему жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, является инвалидом, что подтверждено соответствующими медицинскими документами. В настоящее время он проживает в самовольно возведенном строении по адресу: адрес адрес Указанный дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и проживание в нем является невозможным. В общей очереди нуждающихся в жилом помещении он состоит в администрации Калининского района г. Чебоксары с дата, в льготную очередь включен с дата. Однако до настоящего времени названное право он не реализовал. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, является основанием для возложения на ответчика обязанности исполнить требования закона в принудительном порядке. В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали по изложенным в нем основаниям, и вновь привели их суду, пояснив также, что занимаемая истцом жилая площадь является самовольным строением и иного жилья он не имеет. Истец страдает заболеванием ------ входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, что установлено заключением врачебной комиссии ------ Администрация г. Чебоксары в лице своего представителя - Павловой А.Н. в судебном заседании право истца на льготное обеспечение жильем не оспаривала, однако в иске просила отказать по мотивам наличия в списке очередников иных граждан, обладающих аналогичным с истцом правом и отсутствия у администрации г. Чебоксары свободного жилья для обеспечения данной категории граждан жильем. Евдокимова Т.В.., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, представила заявление о разрешении данного спора без ее участия. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О и др.). Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, федеральный законодатель предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О). В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральный законодатель связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Данные положения направлены на защиту определенных в них категорий граждан, и их право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1327-О-О). Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, входят заболевания под кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0. Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ. Так, согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред.закона ЧР от 15.07.2011 N 39) относятся: 1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; 4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий; 5) граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 25 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий. В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, ------ Согласно представленным суду материалам учетного дела, истец имеет статус «------», является инвалидом в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания и по этому основанию с дата состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий в администрации Калининского района г. Чебоксары. В общей очереди истец состоит с дата. Право истца на льготное обеспечение жильем по указанному в иске основанию подтверждено справкой врачебной комиссии ------ № от дата (л.д.91). Истец, согласно материалам дела, проживает в самовольно возведенном жилом доме. Правовой статус самовольных строений и правовые последствия, связанные с владением такими строениями, урегулированы нормами ГК РФ. Так, согласно п.1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с п.2 данной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Из положений данной нормы следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав. Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает каких-либо прав на нее. Таким образом, истец не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилых помещений, ни членом семьи собственника жилого помещения, что свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении (п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ). Обладая статусом малоимущего и имея объективную нуждаемость в жилом помещении в связи с отсутствием прав на какое-либо жилое помещение, истец, как лицо, страдающее тяжелой форм хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, по мнению суда, вправе претендовать на льготное обеспечение жильем на основании норма части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации. Обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, на момент разрешения данного спора судом не установлено и сторонами о них не заявлено. Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда. Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах. Так, согласно ст. ст. 32, 34 Устава муниципального образования г. Чебоксары, исполнительным органом местного самообразования является администрация г. Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г. Чебоксары. Поскольку истец имеет статус «------» обеспечение жилым помещением в данном случае производится за счет муниципального жилищного фонда социального использования.В связи с изложенными обстоятельствами, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на администрацию г. Чебоксары. Доводы представителя ответчика о возможном нарушении прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом, суд считает несостоятельными, поскольку законодатель в нормах ч.2 ст. 57 ЖК РФ разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от времени постановки их на учет и в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Титову ФИО10 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 18 ноября 2011 г., через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева