Копия. Дело № 2- 3383 /2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 ноября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Матросова А.М., представителя истца - Ивановой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матросова ФИО10 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Матросов А.М. обратился с иском к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав в нем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания (------), при котором совместное проживание с ним в одной квартире является невозможным. Наличие у него заболевания, входящего в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 Перечень, подтверждено справкой врачебной комиссии № от дата года. Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года он признан ------ и включен в общую и льготную очередь нуждающихся в жилом помещении с дата года. Истец указывает, что он проживает в жилом помещении по адресу: адрес, общей площадью ------ кв. м., где он является нанимателем. В данной квартире помимо него зарегистрированы: его сводный брат - ФИО3, мать - ФИО4 и отчим - ФИО5, которые членами одной семьи с ним не являются. Их совместное проживание, по утверждениям истца, является невозможным, он нуждается в более быстром предоставлении жилья. Из-за сложившихся семейных отношений он вынужден снимать себе отдельное жилье, что является для него обременительным. Иного жилья он не имеет. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, дает ему право на льготное обеспечение жильем по правилам ч.2 ст. 57 ЖК РФ с учетом его права на дополнительную жилую площадь. В судебном заседании истец заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что имеющееся у него ------ заболевание, делает невозможным совместное проживание с ним. Несмотря на то, что его мать и брат и отчим фактически проживают в другом месте, они часто приходят к нему в квартиру. Его мать приводит к нему посторонних лиц, распивает с ними спиртные напитки, препятствуют ему в проживании. Из-за их поведения состояние его здоровья ухудшается, и он вынужден периодически проходить лечение в ------ Иванова О.П., представляющая интересы истца на основании устного ходатайства о допуске в качестве представителя, поддержала своего доверителя, пояснив суду, что истец страдает заболеванием, которое делает невозможным совместное проживание с ним. Получаемые истцом выплаты не позволяют ему обеспечить себе отдельное проживание, отношения к имеющейся у его брата и матери жилой площади истец не имеет. Заявления о рассмотрении дела без их участия в адрес суда направили представители: ответчика - администрации города Чебоксары - Павлова А.Н. и администрации Ленинского района города Чебоксары - третьего лица на стороне ответчика, - Виноградова Е.Е. Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. По своему содержанию конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены граждане, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно п. 4 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, входят заболевания под кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0. Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя в нормах части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, на положения которой ссылается истец в данном иске, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, предусмотрел, что названное право может быть реализовано только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, действующего применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ. Так, согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред.закона ЧР от 15.07.2011 N 39) относятся: 1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; 4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий; 5) граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 25 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий. В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, действительно, включены хронические и ------ Вместе с тем, по смыслу ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, для реализации права на льготное обеспечение жильем указанной категории граждан необходима совокупность следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона истца, утверждая о наличии оснований для льготного обеспечения жильем должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии совокупности указанных в приведенных выше правовых нормах обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено. Учитывая, что стороны имели равные возможности по представлению доказательств, суд при разрешении данного спора исходил из имеющихся в материалах дела доказательств. Так, судом установлено, что истец проживает в адрес в отдельной ------ квартире общей площадью ------ кв. м., расположенной по адресу: адрес вместе с матерью, братом и отчимом. В данной квартире истец проживает на основании договора социального найма. В силу положений ст. 69 ЖК РФ указанные лица отнесены к членам одной семьи. Ссылка истца на то, что он, его мать, брат и отчим являются отдельными семьями, суд считает несостоятельной, поскольку по общему правилу в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с муниципальным образованием в установленном порядке, в отношении отдельных помещений в квартире (комнате) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Истец проживает в отдельной благоустроенной квартире, объединенной единым договором социального найма, что подтверждено материалами дела и признано в судебном заседании истцом. Таким образом, одно из необходимых условий для реализации права на льготное обеспечение жильем - проживание в квартире, занятой несколькими семьями (ч.4 ст. 51 ЖК РФ), отсутствует. Кроме того, не нашел своего подтверждения и факт отсутствия у проживающих в данной квартире граждан иного жилого помещения. Так, мать истца - ФИО4 обладает правом собственности на адрес адрес адрес и на ------, расположенный по адресу: адрес, адрес адрес. Брату истца - ФИО3 на праве собственности принадлежит ------ в адрес. По правилам ч. 1 ст. 31 ЖК РФ родители и дети признаются членами одной семьи. Более того, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) при решении вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма федеральный законодатель предписывает проверять обстоятельства, связанные с намеренным ухудшением жилищных условий и при их наличии предписывает осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ). Судом установлено, что истец и его мать являлись собственниками иных жилых помещений и на дату постановки истца в очередь нуждающихся в жилом помещении установленный ст. 53 ЖК РФ срок с момента их отчуждения не истек. Так, ФИО4 являлась собственником следующих жилых помещений ------ Истцу на праве собственности принадлежала ------ в адрес адрес адрес, отчуждение которой истец произвел на основании договора дарения от дата. Отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя и совместно с ним проживающих членов его семьи, относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым для приобретения права состоять на учете для получения мер социальной поддержки (п. 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, возможность применения которого к аналогичным правоотношениям допускается нормами ч. 1 ст. 7 ЖК). С учетом изложенного, сама по себе постановка в очередь на улучшение жилищных условий, вопреки утверждениям истца, не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленного иска, поскольку не имеет заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ). Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации Перечень, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ, на положения которой ссылается истец в обоснование заявленных требований. Судом также проверялось и право истца на льготное обеспечение жильем на основании норм Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 17 которого предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Из положений ст. 28.2 названного закона следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Согласно п. 4 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в частности граждан, установленных статьями 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года), являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены в ст. 11. 1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», согласно части 2 которой жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо социальные выплаты на приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Из положений ч. 2. ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики. Таким же правом обладают и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 2.2. Порядка предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 16 ноября 2007 г. № 289, на внеочередное улучшение жилищных условий имеют право инвалиды войны I группы; инвалиды войны, имевшие на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий II либо III группу инвалидности, в случае установления им на дату получения субсидии I группы инвалидности. Как видно из материалов дела, истец является ------ и в соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актами, не отнесен к числу лиц, обладающих правом на внеочередное обеспечение жильем на основании норм специального закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: В удовлетворении исковых требований Матросова ФИО11 о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по установленным нормам, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева Мотивированное решение составлено 11 ноября 2011 года.