Дело № 2- 4058/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием представителя истца Григорьева С.В. - Козлова Г.Н. представителя администрации города Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева ФИО10 к администрации города Чебоксары, администрации Ленинского района города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Григорьев С.В. обратился в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности по предоставлению ему жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, является ------ В настоящее время он проживает в комнате № адрес адрес адрес, общая площадь занимаемого жилого помещения составляет ------ кв. м. Данная жилая площадь является предметом общей долевой собственности ФИО5 и ФИО6 Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата он признан нуждающимся в жилом помещении и включен в общий список и поставлен в льготную очередь лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Однако до настоящего времени названное право он не реализовал. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истец, является основанием для возложения на ответчика обязанности исполнить требования закона в принудительном порядке. В судебном заседании истец не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и без его участия Козлову Г.Н., который в судебном заседании иск своего доверителя поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду, пояснив также, что занимаемая истцом жилая площадь расположена в бывшем общежитии, где на этаже проживает несколько семей с общими местами пользования: кухней и санузлом. Истец в силу своего заболевания ведет себя неадекватно и совместное проживание с ним в одной квартире является невозможным, что установлено заключением врачебной комиссии ------ Администрация г. Чебоксары в лице своего представителя - Павловой А.Н. в судебном заседании право истца на льготное обеспечение жильем не оспаривала, однако в иске просила отказать по мотивам наличия в списке очередников иных граждан, обладающих аналогичным с истцом правом и отсутствия у администрации г. Чебоксары свободного жилья для обеспечения данной категории граждан жильем. Виноградова Е.Е., представляющая интересы администрации Ленинского района г. Чебоксары представила заявление о разрешении данного спора без ее участия. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. По своему содержанию конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены граждане, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно п. 4 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В указанный перечень, согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) - МКБ -10, входят заболевания под кодом: А15 - А19; С00 - С97; F00 - F99; G40; А48.0; Е10.5; Е11.5; Е12.5; Е13.5; Е14.5; I70.2; R02 J85.0 J85.2 L88 L98.9 К63.2 N 36.0. Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя в нормах части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, на положения которой ссылается истец в данном иске, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, предусмотрел, что названное право может быть реализовано только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, действующего применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке урегулированы также Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ. Так, согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 г., 19 июля 2007 г., 4 февраля 2008 г. 19 октября 2009 г.) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К иным категориям граждан, Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, согласно ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (в ред.закона ЧР от 15.07.2011 N 39) относятся: 1) граждане, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей; 4) граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий; 5) граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 25 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий. В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, включены ------ к числу которых отнесено и заболевание истца. По смыслу ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, для реализации права на льготное обеспечение жильем необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: наличие статуса малоимущего, проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей; невозможность проживания с ним в одной квартире и отсутствие у таких граждан иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма. Согласно представленным суду материалам учетного дела, истец имеет статус ------ является ------ в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания и по этому основанию состоит в общей и льготной очереди на улучшение жилищных условий в администрации Ленинского района г. Чебоксары. Право истца на льготное обеспечение жильем по указанному в иске основанию подтверждено справкой врачебной комиссии ------ № от дата. Данная комиссия также подтвердила наличие у истца права на дополнительную жилую площадь. Согласно пояснениям сторон, и материалам дела, истец занимает комнату в бывшем общежитии. Данное общежитие было построено с общими местами пользования для всех проживающих в нем лиц. По смыслу действующих нормативно-правовых актов, в частности Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», жилые помещения, предоставленные в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), признаются коммунальными квартирами. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Однако доказательств иного ответчиком суду не представлено. Напротив, факт того, что адрес адрес адрес является бывшим общежитием с общими на этажах местами пользования для всех проживающих в нем лиц, признано стороной ответчика в судебном заседании.Признание стороной (ее представителем) обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств; признание заносится в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ). Таким образом, нуждаемость истца в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подтверждена материалами учетного дела и ответчиком не оспаривается. Обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, на момент разрешения данного спора судом не установлено и сторонами о них не заявлено. Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда. Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах. Так, согласно ст. ст. 32, 34 Устава муниципального образования г. Чебоксары, исполнительным органом местного самообразования является администрация г. Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией г. Чебоксары. Поскольку истец имеет статус «------» обеспечение жилым помещением в данном случае производится за счет муниципального жилищного фонда социального использования.В связи с изложенными обстоятельствами, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на администрацию г. Чебоксары. Доводы представителя ответчика о возможном нарушении прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом, суд считает несостоятельными, поскольку законодатель в нормах ч.2 ст. 57 ЖК РФ разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от времени постановки их на учет и в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Григорьеву ФИО11 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней, через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева