Дело № 2-4238 /2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 октября 2011 года г. Чебоксары Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием прокурора Хафизова М.С., истца Васильева Е.Ю., представителя администрации г. Чебоксары - Павловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Васильева ФИО10 к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, установил: Прокурор Калининского района г. Чебоксары, обосновывая свое право ссылкой на нормы ст. 45 ГПК РФ, обратился с иском в интересах Васильева Е.Ю. о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке по установленным нормам. Заявленное требование мотивировано тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: его мать - ФИО11 решением ------ от дата года была признана ------, отец - ФИО12 умер дата года. Над истцом была установлена опека. С дата года истец обучался на дневном отделении ------ и находился на полном государственном обеспечении. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от дата года истец поставлен в общую очередь нуждающихся в жилом помещении и включен в льготный список пол категории «Сироты», однако до настоящего время свое право на льготное обеспечение жильем он не реализовал, что, по утверждениям прокурора, служит основанием для возложения на ответчика обязанности исполнить требование Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об обеспечении жилым помещением в принудительном порядке. В судебном заседании прокурор данный иск поддержал, пояснив суду, что закрепленного жилого помещения истец не имеет. В период обучения он находился на полном государственном обеспечении, что подтверждает его статус сироты. На основании норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ему должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. Истец в судебном заседании заявленное требование поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что в несовершеннолетнем возрасте он остался без родительского попечения: в возрасте, когда ему было шесть лет, его мать была признана ------, а в возрасте дата лет у него умер отец. Его воспитанием занималась его тетя, которая с дата года являлась его опекуном. Прав на жилплощадь своей тети он не приобрел, жилое помещение по прежнему месту жительства за ним не закреплялось. В настоящее время он временно проживает у своей тети в ------ Представитель администрации города Чебоксары Павлова А.Н., действующая на основании доверенности, нуждаемость истца в жилом помещении и право на льготное обеспечение жильем на основании норм ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оспаривала, пояснив, что в настоящее время у муниципального образования отсутствует возможность предоставить ему жилое помещение. Наличие в очереди иных лиц, обладающих равными с истцом жилищными права, также препятствует в удовлетворении данного иска. Седлова В.Е., представляющая интересы администрации Калининского района г. Чебоксары, направила в адрес суда заявление о разрешении данного спора без ее участия. Заявление о разрешении данного спора без участия представителя поступило и от Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР. Министерство финансов Чувашской Республики о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему. Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ. Основные принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 № 315-ФЗ) предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм., а в положениях пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» закреплен порядок реализации права на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которым указанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди. По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. При этом, дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях. Из представленных суду материалов следует, что истец в возрасте дата лет остался без родительского попечения: его мать - ФИО5 решением ------ от дата была признана ------, отец - ФИО6 умер дата. Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. С учетом принципа состязательности гражданского судопроизводства сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца об отсутствии у нее закрепленного жилого помещения. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, то обстоятельство, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения в данном судебном заседании ответчиком не оспаривалось. Согласно материалам учетного дела, с дата истец состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Калининского района г. Чебоксары, однако до настоящего время свое право на льготное обеспечение жильем он не реализовал. О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, сторонами суду не заявлено. В этой связи требование истца о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению указанного закона заявлено обоснованно. Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). Согласно ч. 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями. Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Чебоксары суд считает обоснованным. В положениях п. 4 ст. 12 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, решил: Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Васильеву ФИО13 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке. На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары. Председательствующий судья Т.П. Ермолаева Мотивированное решение составлено 27 октября 2011 года.