об обязании принять меры



Дело № 2 - 1745/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года       город Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Няхуковой Э.Г.,

при секретаре судебного заседания Остроградской Н.А.,

с участием:

помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Александровой О.Н.,

представителя ответчика Афанасьева Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Калининского района города Чебоксары в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики об обязании принять меры по очистке леса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района города Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, и, изменив исковое требование, просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках охраны леса принять меры по очистке от захламления мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда площадью ------ га ------ выделов ------ квартала ------ участкового лесничества Опытного лесничества.

Иск мотивирован следующим. Прокуратурой Калининского района города Чебоксары в ходе проведенной в дата года проверки было установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в ------ квартале ------ участкового лесничества.

Дополнительной проверкой фактов, проведенной прокуратурой района совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Отделом ------, Администрацией Калининского района г. Чебоксары и МУ ------» произведен осмотр и фотографирование мест несанкционированного размещения отходов и установлено, что на территории лесного фонда ------ участкового лесничества площадью ------ га, выделы ------ имеется около ------ точечных скоплений бытовых отходов, а также отдельно лежащие отходы потребления.

Захламление бытовыми отходами территории лесного массива ------ выделов ------ квартала ------ лесничества площадью ------ га подтверждается материалами фотосъемки, проведенной в ходе проверки.

В настоящее время этот участок лесного фонда в пользование никому не передан.

Исковые требования основаны на нормах Лесного кодекса РФ, положениях ФЗ «Об охране окружающей среды».

Прокурор считает, что неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Александрова О.Н. иск поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признал, считая, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, надлежащим ответчиком является Администрация города Чебоксары. Доводы мотивированы тем, что ------ квартал ------ участкового лесничества входит в границы города Чебоксары.

Суду пояснил, что силами аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Администрации города Чебоксары постоянно проводятся субботники по уборке лесного массива, в том числе и ------ квартала ------ участкового лесничества.

В письменном отзыве на иск указал, что в силу действующего законодательства обязанность по организации работы по охране и защите леса путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления указанного лесного участка должна быть возложена на органы местного самоуправления.

Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), привлеченное в качестве третьего лица, в своем отзыве указал, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, доводы прокурора, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 и ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов и др. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается.

Как видно из ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения ( в том числе и радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

При этом в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими лесные отношения, охрана лесов включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных помимо прочего также на сохранение леса от загрязнения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, т.е. указанные мероприятия являются одними из мер по охране леса.

При этом по смыслу ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 51 указанного Кодекса мероприятия по охране лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 этого Кодекса, или использующими леса в соответствии с этим Кодексом лицами, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами. В частности, санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ).

В статьях 81 - 84 Лесного кодекса РФ разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом п.п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 83 этого Кодекса предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений указаны в ст. 84 Лесного кодекса РФ, и распространяются они на лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности (ч. 1). Вместе с тем органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1), а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 указанного Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В силу подп. «б» п. 3 Правил меры санитарной безопасности в лесах включают в себя среди прочего санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается:

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

П. 4 Правил также предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

дата в ходе проведенной прокуратурой Калининского района проверки (с привлечением специалистов МУ «------ ФИО4, ФИО5, заместителя главы Администрации Калининского района г. Чебоксары ФИО6) было установлено, что участок лесного массива за ДК адрес города Чебоксары захламлена мусором. Законность составленного акта никем не оспорена.

дата прокуратурой Калининского района совместно с представителями Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, МУ ------», Администрации Калининского района г. Чебоксары, МУ «------ проведена выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в части размещения бытовых отходов и отходов производства на указанном участке лесного массива и установлено наличие там бытовых отходов.

дата комиссией в составе представителей прокуратуры Калининского района г. Чебоксары, Отдела ЖКХ ------ ------ Управления ------ Министерства природных ресурсов и экологии ЧР, Опытного лесничества установлено наличие бытовых отходов в лесном массиве за ДК ------ в границах г. Чебоксары (------ квартал).

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что имеет место захламление мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда площадью ------ га ------ выделов ------ квартала ------ участкового лесничества Опытного лесничества.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата лесной участок с ------ по ------ кварталы ------ лесничества находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской адрес природных ресурсов и экологии Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере природопользования, сохранения биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы объектов регионального уровня, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики.

Основными задачами Министерства, в частности, являются:

реализация государственной политики в области природопользования, сохранения биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях, использования и охраны водных объектов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики;

осуществление государственного управления в сфере использования, воспроизводства и охраны недр, лесов, экологической экспертизы объектов регионального уровня, объектов животного и растительного мира, использования и охраны водных объектов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности в целях создания необходимых условий для жизнедеятельности населения и устойчивого экономического и социального развития Чувашской Республики;

комплексная оценка и прогнозирование использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения Чувашской Республики соответствующей информацией;

осуществление межрегионального сотрудничества в области изучения, воспроизводства, рационального использования и охраны природных ресурсов, содействие привлечению инвестиций для освоения природных ресурсов Чувашской Республики;

осуществление организационно-методического руководства в области природопользования, сохранения биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях, использования и охраны водных объектов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

разрабатывает для Кабинета Министров Чувашской Республики стратегии и планы развития Чувашской Республики в установленной сфере деятельности, а также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы социально-экономического развития отрасли;

разрабатывает для Кабинета Министров Чувашской Республики проекты республиканских целевых программ развития и использования минерально-сырьевой базы Чувашской Республики, по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, по мониторингу земель, по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Чувашской Республики, водообеспечению населения и объектов экономики, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в области охраны окружающей среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха;

участвует в разработке совместно с органами исполнительной власти Чувашской Республики программ комплексного экономического и социального развития Чувашской Республики, республиканских целевых программ;

принимает решения о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе об организации и проведении соответствующих аукционов.

Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик в рамках охраны леса обязан принять меры по очистке от захламления мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда площадью га ------ выделов ------ квартала ------ участкового лесничества Опытного лесничества.

Суд считает, что указанные прокурором факты стали возможным вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) ответчиком указанных обязанностей нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, их законные интересы, а также может причинить вред здоровью граждан, или повлечь для них неблагоприятные последствия.

В силу изложенных обстоятельств исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Калининского района города Чебоксары удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках охраны леса принять меры по очистке от захламления мусором и бытовыми отходами участка лесного фонда площадью ------ га ------ выделов ------ квартала ------ участкового лесничества Опытного лесничества.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 октября 2011 года.

Судья       Э.Г. Няхукова